9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg

Главная страница >> Культура >> текст

Поэзия серебра

2022-02-21    

< >

Поэзия серебра

ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ

Голову венчает высокая корона, на шее – гривны и крупные ожерелья, на одежде – металлические элементы, а руки и ноги – в браслетах. На юге Китая в местах компактного проживания народности мяо девушки носят массивные украшения из серебра. В таких пышных одеждах женщины появляются на рынках, прогуливаются по старинным деревенским улочкам и ходят по узким горным тропам. На каждое движение металл откликается задорным позвякиванием: весело бряцают рыбки на браслетах, в ушах покачиваются серьги-листики, а на шпильках в волосах пританцовывают бабочки. Серебряные изделия своей формой и узорами отражают традиционные верования народа мяо и запечатлевают в себе историю и культуру народа, за что аксессуары называют «эпической поэмой, которую можно надеть».

В руках мяоских ювелиров преображаются даже самые обычные слитки металла. В 2006 г. техника ковки серебряных ювелирных изделий мяо была включена в первый репрезентативный список национального нематериального культурного наследия Китая. Заявку на включение в перечень совместно подали уезд Фэнхуан Сянси-Туцзя-Мяоского автономного округа пров. Хунань и уезд Лэйшань Цяньдуннань-Мяо-Дунского автономного округа пров. Гуйчжоу.

Любовь мяо к серебряным украшениям

Изделия из серебра традиционны для народа мяо. Девушки носят металлические головные украшения, сережки, массивные ожерелья, украшают коваными элементами предметы гардероба, и каждый из этих типов украшений отличается большим разнообразием декоративных орнаментов. Особенно популярны изображения насекомых, растений, птиц, драконов и рыбы. Женщины в возрасте любят украшения с фениксами, незамужние девушки более склонны носить аксессуары с заметными цветочными, растительными орнаментами и птицами, тогда как молодым замужним женщинам часто нравятся цветы пиона. Большинство этих узоров родились под влиянием природы тех мест, где жили предки нынешних мяо, и в этом отражается гармоничное сосуществование человека и природы.

Традиционные украшения мяо изготовляются вручную по сложным технологиям. Сначала металл переплавляется при температуре 960 °С, а дальнейший процесс работы включает почти 30 этапов. Мастер формирует из растопленной массы тонкие листы, небольшие слитки или проволоку, после чего кует и наносит узоры: выбивает рельеф или вырезает бороздки. Затем отдельные детали привариваются друг к другу, формируя конечное изделие. Особое мастерство требуется при формовке изделия, в том числе при нанесении узоров и создании рельефа. Здесь мастер может положиться только на свои ощущения: если перестараться и приложить слишком много силы, пробьешь дыру и испортишь изделие; а если наносить удары недостаточно сильно, рельеф получится невыразительным. Небольшое изделие с простым узором делается довольно быстро, а вот над шейными обручами или массивными коронами придется потрудиться пять, а то и шесть дней.

Технологии изготовления украшений мяо передавались в семьях. Все делалось вручную. Мастера черпали вдохновение в мотивах из вышивки, но не боялись внести в традицию свое слово и проявить так собственные эстетические предпочтения. Наибольшую популярность получили серебряные украшения из уезда Лэйшань пров. Гуйчжоу и уезда Фэнхуан пров. Хунань. Хорошо развиты технологии изготовления металлических украшений мяо в уезде Лэйшань, особенно в трех деревнях – Кунбай, Маляо и Угао пос. Сицзян, где история изготовления серебряных украшений насчитывает несколько столетий. Эти места называют меккой мастеров серебряных украшений мяо.

Считается, что металлические аксессуары оберегают от зла и притягивают удачу. По мяоским обычаям после рождения девочки семья начинает готовить ей приданое – каждый год для нее делают одно или несколько изделий. Традиционные украшения часто носят на праздники. На свадьбы и во время других важных событий мяочанки надевают нарядную одежду и украшают себя серебром с головы до пят. Аксессуары зачастую очень тяжелые: если обойтись по минимуму, то и тогда весь комплект будет весить 3,5–4 кг, а в случае с особенно массивными изделиями – целых 10–15 кг. Но мяочанки, кажется, не ощущают этого груза, ведь считается, что чем больше украшений, тем лучше. Важнейшая часть наряда – головное украшение. Корона состоит по меньшей мере из 150, а иногда и более чем из 200 отдельных деталей и обойдется в копеечку.

Новая жизнь древнего ремесла

Традиционно технологии изготовления серебряных украшений мяо передавались в семьях от отца к сыну и были почти недоступны внешним людям. Из-за этого мастеров-ювелиров было немного. Ситуацию усугубило и появление современной промышленности, из-за чего люди стали меньше работать руками. Традиционные ремесла стали приходить в упадок. Многие жители деревень бросали былые занятия и уезжали на заработки в города. Ремесленников, которые владеют старыми технологиями, становилось все меньше, и секреты создания традиционных украшений оставались только в глухих деревнях.

После того, как в Китае осознали важность защиты нематериального культурного наследия, в районе Сянси пров. Хунань открыли учебные центры, производственные базы, мастерские и цехи для малоимущего населения, где обучали навыкам изготовления традиционных украшений. В профессиональных учебных заведениях тоже начали готовить специалистов, благодаря чему к старинному искусству ковки металлических украшений смогло приобщиться гораздо больше людей. В учебном центре уезда Фэнхуан работает 34-летний ювелир Ян Хунцзян – человек, который за десять лет воспитал более 20 учеников. Сам же он начал овладевать навыками ковки серебряных украшений мяо в 16 лет и достиг такого мастерства, что может делать тончайшие металлические волоски, сваривать детали, так что не заметишь шва, а его цветы вырезаны столь искусно, что порой кажется, что они живые.

В пров. Гуйчжоу пошли по пути развития туризма за счет сохранения нематериального культурного наследия, и местные жители постепенно осознали ценность древнего ремесла. К примеру, в деревне Маляо уезда Лэйшань интегрируют усилия жителей, бизнеса и кооперативов, что позволяет вернуть в родные края людей, которые уехали на заработки. В бизнесе по производству традиционных украшений уже задействовано более 1200 жителей этой и соседних деревень. В 2018 г. в родные края с заработков вернулся опытный мастер-ювелир Пань Шисюэ. Он открыл свою мастерскую по производству серебряных украшений, а позднее при поддержке властей и культурных учреждений вместе с жителями деревни собрал миллион юаней и зарегистрировал компанию по производству серебряных украшений, а также создал в деревне Маляо учебный центр. Благодаря этому появилось место, где можно учиться древнему ремеслу и обмениваться опытом. Здесь же туристы могут абсолютно бесплатно попробовать свои силы в изготовлении серебряных украшений. Также Пань Шисюэ занялся блогерством: публикует в интернете короткие видеоролики, проводит коммерческие стримы, во время которых можно приобрести традиционные украшения. Сейчас у него почти 100 тыс. подписчиков, и это говорит о большой популярности мастера.

Молодежь лишь тогда захочет учиться древнему мастерству, если опытным ремесленникам живется хорошо. Интернет с его видео и стримами позволил многим китайцам открыть для себя старинное мастерство мяо по изготовлению металлических украшений. Ежемесячно со всей страны поступают десятки тысяч заказов, туристов тоже приезжает все больше. Следуя примеру Пань Шисюэ, другие местные жители тоже начали открывать мастерские по изготовлению серебряных украшений – теперь их насчитывается целых 16, и в среднем каждая из них зарабатывает более 200 тыс. юаней в год. Из городов стала возвращаться молодежь, и она не просто подхватывает эстафету по наследованию традиций древнего ремесла, но и повышает свой доход.

на странице

на следующей странице

Поэзия серебра

2022-02-21    

Поэзия серебра

ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ

Голову венчает высокая корона, на шее – гривны и крупные ожерелья, на одежде – металлические элементы, а руки и ноги – в браслетах. На юге Китая в местах компактного проживания народности мяо девушки носят массивные украшения из серебра. В таких пышных одеждах женщины появляются на рынках, прогуливаются по старинным деревенским улочкам и ходят по узким горным тропам. На каждое движение металл откликается задорным позвякиванием: весело бряцают рыбки на браслетах, в ушах покачиваются серьги-листики, а на шпильках в волосах пританцовывают бабочки. Серебряные изделия своей формой и узорами отражают традиционные верования народа мяо и запечатлевают в себе историю и культуру народа, за что аксессуары называют «эпической поэмой, которую можно надеть».

В руках мяоских ювелиров преображаются даже самые обычные слитки металла. В 2006 г. техника ковки серебряных ювелирных изделий мяо была включена в первый репрезентативный список национального нематериального культурного наследия Китая. Заявку на включение в перечень совместно подали уезд Фэнхуан Сянси-Туцзя-Мяоского автономного округа пров. Хунань и уезд Лэйшань Цяньдуннань-Мяо-Дунского автономного округа пров. Гуйчжоу.

Любовь мяо к серебряным украшениям

Изделия из серебра традиционны для народа мяо. Девушки носят металлические головные украшения, сережки, массивные ожерелья, украшают коваными элементами предметы гардероба, и каждый из этих типов украшений отличается большим разнообразием декоративных орнаментов. Особенно популярны изображения насекомых, растений, птиц, драконов и рыбы. Женщины в возрасте любят украшения с фениксами, незамужние девушки более склонны носить аксессуары с заметными цветочными, растительными орнаментами и птицами, тогда как молодым замужним женщинам часто нравятся цветы пиона. Большинство этих узоров родились под влиянием природы тех мест, где жили предки нынешних мяо, и в этом отражается гармоничное сосуществование человека и природы.

Традиционные украшения мяо изготовляются вручную по сложным технологиям. Сначала металл переплавляется при температуре 960 °С, а дальнейший процесс работы включает почти 30 этапов. Мастер формирует из растопленной массы тонкие листы, небольшие слитки или проволоку, после чего кует и наносит узоры: выбивает рельеф или вырезает бороздки. Затем отдельные детали привариваются друг к другу, формируя конечное изделие. Особое мастерство требуется при формовке изделия, в том числе при нанесении узоров и создании рельефа. Здесь мастер может положиться только на свои ощущения: если перестараться и приложить слишком много силы, пробьешь дыру и испортишь изделие; а если наносить удары недостаточно сильно, рельеф получится невыразительным. Небольшое изделие с простым узором делается довольно быстро, а вот над шейными обручами или массивными коронами придется потрудиться пять, а то и шесть дней.

Технологии изготовления украшений мяо передавались в семьях. Все делалось вручную. Мастера черпали вдохновение в мотивах из вышивки, но не боялись внести в традицию свое слово и проявить так собственные эстетические предпочтения. Наибольшую популярность получили серебряные украшения из уезда Лэйшань пров. Гуйчжоу и уезда Фэнхуан пров. Хунань. Хорошо развиты технологии изготовления металлических украшений мяо в уезде Лэйшань, особенно в трех деревнях – Кунбай, Маляо и Угао пос. Сицзян, где история изготовления серебряных украшений насчитывает несколько столетий. Эти места называют меккой мастеров серебряных украшений мяо.

Считается, что металлические аксессуары оберегают от зла и притягивают удачу. По мяоским обычаям после рождения девочки семья начинает готовить ей приданое – каждый год для нее делают одно или несколько изделий. Традиционные украшения часто носят на праздники. На свадьбы и во время других важных событий мяочанки надевают нарядную одежду и украшают себя серебром с головы до пят. Аксессуары зачастую очень тяжелые: если обойтись по минимуму, то и тогда весь комплект будет весить 3,5–4 кг, а в случае с особенно массивными изделиями – целых 10–15 кг. Но мяочанки, кажется, не ощущают этого груза, ведь считается, что чем больше украшений, тем лучше. Важнейшая часть наряда – головное украшение. Корона состоит по меньшей мере из 150, а иногда и более чем из 200 отдельных деталей и обойдется в копеечку.

Новая жизнь древнего ремесла

Традиционно технологии изготовления серебряных украшений мяо передавались в семьях от отца к сыну и были почти недоступны внешним людям. Из-за этого мастеров-ювелиров было немного. Ситуацию усугубило и появление современной промышленности, из-за чего люди стали меньше работать руками. Традиционные ремесла стали приходить в упадок. Многие жители деревень бросали былые занятия и уезжали на заработки в города. Ремесленников, которые владеют старыми технологиями, становилось все меньше, и секреты создания традиционных украшений оставались только в глухих деревнях.

После того, как в Китае осознали важность защиты нематериального культурного наследия, в районе Сянси пров. Хунань открыли учебные центры, производственные базы, мастерские и цехи для малоимущего населения, где обучали навыкам изготовления традиционных украшений. В профессиональных учебных заведениях тоже начали готовить специалистов, благодаря чему к старинному искусству ковки металлических украшений смогло приобщиться гораздо больше людей. В учебном центре уезда Фэнхуан работает 34-летний ювелир Ян Хунцзян – человек, который за десять лет воспитал более 20 учеников. Сам же он начал овладевать навыками ковки серебряных украшений мяо в 16 лет и достиг такого мастерства, что может делать тончайшие металлические волоски, сваривать детали, так что не заметишь шва, а его цветы вырезаны столь искусно, что порой кажется, что они живые.

В пров. Гуйчжоу пошли по пути развития туризма за счет сохранения нематериального культурного наследия, и местные жители постепенно осознали ценность древнего ремесла. К примеру, в деревне Маляо уезда Лэйшань интегрируют усилия жителей, бизнеса и кооперативов, что позволяет вернуть в родные края людей, которые уехали на заработки. В бизнесе по производству традиционных украшений уже задействовано более 1200 жителей этой и соседних деревень. В 2018 г. в родные края с заработков вернулся опытный мастер-ювелир Пань Шисюэ. Он открыл свою мастерскую по производству серебряных украшений, а позднее при поддержке властей и культурных учреждений вместе с жителями деревни собрал миллион юаней и зарегистрировал компанию по производству серебряных украшений, а также создал в деревне Маляо учебный центр. Благодаря этому появилось место, где можно учиться древнему ремеслу и обмениваться опытом. Здесь же туристы могут абсолютно бесплатно попробовать свои силы в изготовлении серебряных украшений. Также Пань Шисюэ занялся блогерством: публикует в интернете короткие видеоролики, проводит коммерческие стримы, во время которых можно приобрести традиционные украшения. Сейчас у него почти 100 тыс. подписчиков, и это говорит о большой популярности мастера.

Молодежь лишь тогда захочет учиться древнему мастерству, если опытным ремесленникам живется хорошо. Интернет с его видео и стримами позволил многим китайцам открыть для себя старинное мастерство мяо по изготовлению металлических украшений. Ежемесячно со всей страны поступают десятки тысяч заказов, туристов тоже приезжает все больше. Следуя примеру Пань Шисюэ, другие местные жители тоже начали открывать мастерские по изготовлению серебряных украшений – теперь их насчитывается целых 16, и в среднем каждая из них зарабатывает более 200 тыс. юаней в год. Из городов стала возвращаться молодежь, и она не просто подхватывает эстафету по наследованию традиций древнего ремесла, но и повышает свой доход.

9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg