9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg

Главная страница >> Культура >> текст

Искусство глины и огня

2022-12-20    

  • 微信截图_20230106103934.png

< >

Искусство глины и огня

ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ

В уезде Цзяньшуй Хунхэ-Хани-Ийского автономного округа пров. Юньнань есть деревня Ваньяо – здесь производят один из самых известных видов китайской керамики. Традиционная техника ее изготовления включает тонкую резьбу по болванке с последующим наполнением бороздок цветной глиной, живопись, каллиграфию и полировку. Благодаря пурпурному цвету материала цзяньшуйскую керамику называют «цзытао» (фиолетовая керамика). В деревне Ваньяо технология ее обжига и изготовления появилась во времена правления императора династии Цин Даогуана (1821–1850 гг.). Местные жители бережно хранят древнее наследие,  передавая его из поколения в поколение.

В 2008 г. техника изготовления цзяньшуйской керамики была внесена в список государственного нематериального культурного наследия Китая.


Сложнейшая технология

В уезде Цзяньшуй есть гора Уцайшань (дословно «Пятицветная гора»), где берут сырье для «цзытао». В местной глине содержится много железа, которое создает ощущение «металлического покрытия» у готового изделия, а при постукивании по нему слышится характерный звон. Благодаря филигранной технике и тонкой полировке цзяньшуйская керамика имеет гладкую поверхность и глянцевый блеск, как у зеркала. Китайцы сложили даже поговорку о ней: твердая как железо, чистая как вода, жирная как нефрит, звонкая как цин (китайский народный музыкальный инструмент вроде гуслей).

Для росписи «цзытао» используются мотивы из традиционной китайской живописи или каллиграфии. Рисунки наносятся тушью или выцарапываются прямо на необожженной поверхности, без  предварительного вычерчивания на бумаге – в этом отличие от других видов керамики. Мастера деревни Ваньяо создают самые разнообразные изделия: декоративные произведения, предметы рабочего кабинета, чайные наборы, кухонную утварь и др. Их характерные особенности – простота, элегантность и уникальность.

Процесс изготовления цзяньшуйской керамики чрезвычайно сложен и имеет следующие основные этапы: обработку глины, изготовление болванки, формовку, декорирование сырых заготовок, резьбу и наполнение бороздок цветным материалом, обжиг в печи при высокой температуре, полировку без глазури. Традиционно во время последней стадии на изделиях не применяется глазурь, гончар быстро вращает и полирует поверхность обожженного изделия с помощью большого количества шлифовальных инструментов и абразивных паст. «Визитная карточка» «цзытао» – технология резьбы по сырой заготовке и добавление в прорези разноцветных вставок. Тонкой кистью художник наносит чернилами рисунок на поверхность еще сырого изделия, затем гравировщик проходит по линиям резцом, делая углубления, в которые после этого вкладывается цветная глина. Для того чтобы сделать качественную фиолетовую керамику, каждый вышеописанный этап необходимо кропотливо отрабатывать – нужны долгие годы обучения и тысячи часов практики.

В последнее время уезд Цзяньшуй активно продвигает развитие местной индустрии «цзытао» в различных направлениях – в плане субъектов отрасли, технологий, кадров и брендинга. В 2021 г. объем производства цзяньшуйской керамики достиг 4,03 млрд юаней. По состоянию на первый квартал 2022 г. в уезде было зарегистрировано 2415 производственных и торговых компаний, а также индивидуальных предпринимателей. В данной области заняты около 40 тыс. человек.


Традиция и ее наследники

Тань Чжифань, который родился и вырос в уезде Цзяньшуй, посвятил почти 50 лет своей жизни индустрии «цзытао» и был свидетелем ее развития. Пожилой мастер с оптимизмом смотрит на будущее отрасли: «В прошлом я никак не ожидал, что сегодня все больше и больше местных жителей и даже людей из других городов начнет учиться этому ремеслу – наше поколение не зря прожило жизнь, не зря хранило эти традиции».

У другой местной жительницы, 45-летней Тянь Цзин стаж поменьше – около 20 лет. По ее мнению, в сохранении великого наследия ключевую роль играют новые кадры. С 2009 г. женщина открыла в уезде бесплатные курсы по изготовлению цзяньшуйской керамики для сельской молодежи. В настоящее время более 300 человек окончили их и устроились на работу по этой профессии. Теперь Тянь Цзин запускает другую программу – «Маленький продолжатель традиций», в рамках которой обучает детей своему мастерству.

Чтобы древнее искусство обрело второе дыхание, некоторые новые его носители внедряют в изготовление фиолетовой керамики нестандартные технологии. Один из них – 33-летний У Баолун. Этот молодой человек из г. Бицзе пров. Гуйчжоу обучался масляной живописи. После окончания университета он решил остаться в Цзяньшуе и заняться производством «цзытао». В 2019 г. У Баолун открыл собственную студию. Основываясь на сохранении традиций, художник осваивает новые виды продукции, применяя инновационный подход в плане формы, декорирования, зрительного восприятия, экспериментов с цветом, композиции и т. д. Кроме того, в дизайне и изготовлении керамики «цзытао» У Баолун стремится к идеальному сочетанию масляной и традиционной китайской живописи, инкорпорируя туда также элементы местной этнической культуры, чтобы древнее искусство больше соответствовало современной эстетике.

В настоящее время в индустрии «цзытао» уезда Цзяньшуй встречается все больше молодых мастеров из поколения 90-х. Один из них – У Сяофэй – уже 5 лет работает здесь декоратором. В университете он изучал технику китайской живописи «гохуа» и привык писать картины на бумаге. Поначалу ему было нелегко наносить рисунки на поверхность трехмерного керамического изделия. Однако это ничуть не обескуражило этого парня родом из северной пров. Шаньси, и сейчас он связывает свое будущее с фиолетовой керамикой: «Все больше и больше молодых людей, таких как я, приезжает в Цзяньшуй, чтобы посвятить себя производству «цзытао». Мы высоко оцениваем перспективы развития этой индустрии и уверены в ее будущем». (Фото предоставлены Тянь Цзин)

на странице

на следующей странице

Искусство глины и огня

2022-12-20    

  • 微信截图_20230106103934.png

Искусство глины и огня

ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ

В уезде Цзяньшуй Хунхэ-Хани-Ийского автономного округа пров. Юньнань есть деревня Ваньяо – здесь производят один из самых известных видов китайской керамики. Традиционная техника ее изготовления включает тонкую резьбу по болванке с последующим наполнением бороздок цветной глиной, живопись, каллиграфию и полировку. Благодаря пурпурному цвету материала цзяньшуйскую керамику называют «цзытао» (фиолетовая керамика). В деревне Ваньяо технология ее обжига и изготовления появилась во времена правления императора династии Цин Даогуана (1821–1850 гг.). Местные жители бережно хранят древнее наследие,  передавая его из поколения в поколение.

В 2008 г. техника изготовления цзяньшуйской керамики была внесена в список государственного нематериального культурного наследия Китая.


Сложнейшая технология

В уезде Цзяньшуй есть гора Уцайшань (дословно «Пятицветная гора»), где берут сырье для «цзытао». В местной глине содержится много железа, которое создает ощущение «металлического покрытия» у готового изделия, а при постукивании по нему слышится характерный звон. Благодаря филигранной технике и тонкой полировке цзяньшуйская керамика имеет гладкую поверхность и глянцевый блеск, как у зеркала. Китайцы сложили даже поговорку о ней: твердая как железо, чистая как вода, жирная как нефрит, звонкая как цин (китайский народный музыкальный инструмент вроде гуслей).

Для росписи «цзытао» используются мотивы из традиционной китайской живописи или каллиграфии. Рисунки наносятся тушью или выцарапываются прямо на необожженной поверхности, без  предварительного вычерчивания на бумаге – в этом отличие от других видов керамики. Мастера деревни Ваньяо создают самые разнообразные изделия: декоративные произведения, предметы рабочего кабинета, чайные наборы, кухонную утварь и др. Их характерные особенности – простота, элегантность и уникальность.

Процесс изготовления цзяньшуйской керамики чрезвычайно сложен и имеет следующие основные этапы: обработку глины, изготовление болванки, формовку, декорирование сырых заготовок, резьбу и наполнение бороздок цветным материалом, обжиг в печи при высокой температуре, полировку без глазури. Традиционно во время последней стадии на изделиях не применяется глазурь, гончар быстро вращает и полирует поверхность обожженного изделия с помощью большого количества шлифовальных инструментов и абразивных паст. «Визитная карточка» «цзытао» – технология резьбы по сырой заготовке и добавление в прорези разноцветных вставок. Тонкой кистью художник наносит чернилами рисунок на поверхность еще сырого изделия, затем гравировщик проходит по линиям резцом, делая углубления, в которые после этого вкладывается цветная глина. Для того чтобы сделать качественную фиолетовую керамику, каждый вышеописанный этап необходимо кропотливо отрабатывать – нужны долгие годы обучения и тысячи часов практики.

В последнее время уезд Цзяньшуй активно продвигает развитие местной индустрии «цзытао» в различных направлениях – в плане субъектов отрасли, технологий, кадров и брендинга. В 2021 г. объем производства цзяньшуйской керамики достиг 4,03 млрд юаней. По состоянию на первый квартал 2022 г. в уезде было зарегистрировано 2415 производственных и торговых компаний, а также индивидуальных предпринимателей. В данной области заняты около 40 тыс. человек.


Традиция и ее наследники

Тань Чжифань, который родился и вырос в уезде Цзяньшуй, посвятил почти 50 лет своей жизни индустрии «цзытао» и был свидетелем ее развития. Пожилой мастер с оптимизмом смотрит на будущее отрасли: «В прошлом я никак не ожидал, что сегодня все больше и больше местных жителей и даже людей из других городов начнет учиться этому ремеслу – наше поколение не зря прожило жизнь, не зря хранило эти традиции».

У другой местной жительницы, 45-летней Тянь Цзин стаж поменьше – около 20 лет. По ее мнению, в сохранении великого наследия ключевую роль играют новые кадры. С 2009 г. женщина открыла в уезде бесплатные курсы по изготовлению цзяньшуйской керамики для сельской молодежи. В настоящее время более 300 человек окончили их и устроились на работу по этой профессии. Теперь Тянь Цзин запускает другую программу – «Маленький продолжатель традиций», в рамках которой обучает детей своему мастерству.

Чтобы древнее искусство обрело второе дыхание, некоторые новые его носители внедряют в изготовление фиолетовой керамики нестандартные технологии. Один из них – 33-летний У Баолун. Этот молодой человек из г. Бицзе пров. Гуйчжоу обучался масляной живописи. После окончания университета он решил остаться в Цзяньшуе и заняться производством «цзытао». В 2019 г. У Баолун открыл собственную студию. Основываясь на сохранении традиций, художник осваивает новые виды продукции, применяя инновационный подход в плане формы, декорирования, зрительного восприятия, экспериментов с цветом, композиции и т. д. Кроме того, в дизайне и изготовлении керамики «цзытао» У Баолун стремится к идеальному сочетанию масляной и традиционной китайской живописи, инкорпорируя туда также элементы местной этнической культуры, чтобы древнее искусство больше соответствовало современной эстетике.

В настоящее время в индустрии «цзытао» уезда Цзяньшуй встречается все больше молодых мастеров из поколения 90-х. Один из них – У Сяофэй – уже 5 лет работает здесь декоратором. В университете он изучал технику китайской живописи «гохуа» и привык писать картины на бумаге. Поначалу ему было нелегко наносить рисунки на поверхность трехмерного керамического изделия. Однако это ничуть не обескуражило этого парня родом из северной пров. Шаньси, и сейчас он связывает свое будущее с фиолетовой керамикой: «Все больше и больше молодых людей, таких как я, приезжает в Цзяньшуй, чтобы посвятить себя производству «цзытао». Мы высоко оцениваем перспективы развития этой индустрии и уверены в ее будущем». (Фото предоставлены Тянь Цзин)

9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg