9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg

Главная страница >> Культура >> текст

Синьцзянская опера цюйцзы

2022-12-08    

  • 微信截图_20221208150617.png

< >

Синьцзянская опера цюйцзы

ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ


Занавес медленно поднимается, и взору зрителей открывается огромное, покрытое листвой гранатовое дерево, почти полностью заслоняющее заднюю кулису. Хор затягивает: «Доброе сердце согревает множество добрых людей...». Мелодика и оркестровка с ярким народным колоритом сразу выдают происхождение музыки: такое могло родиться только на северо-западе КНР. Это – увертюра к опере «Золотое сердце», написанной в традиционном стиле цюйцзы, в исполнении художественного театра Чанцзи-Хуэйского автономного округа (далее – Чанцзи) Синьцзян-Уйгурского автономного района. Либретто музыкального произведения основано на истории Ван Гуйчжэнь, жительницы общины Шуанцяо местного уезда Хутуби. Женщина десятилетиями помогала нуждающимся соседям и ухаживала за одинокими стариками.


Опера из народа

Цюйцзы – единственный в Синьцзяне вид оперного искусства на китайском языке, впитавший в себя многие черты песенного искусства местных народностей. В 2006 г. он был официально включен в список национального нематериального культурного наследия Китая.

Цюйцзы – это особый стиль театрального искусства, созданный на основе вокально-инструментального творчества пров. Шэньси, Цинхай, г. Ланьчжоу пров. Ганьсу и др., в связи с чем эксперты отмечают сильное влияние на него местных диалектов. Однако окончательно сформировался и родился этот вид оперы в Синьцзяне, чье многонациональное музыкальное наследие также оставило в нем свой отпечаток. Лирической основой цюйцзы часто служат личные переживания артистов или занимательные истории, передаваемые из уст в уста в народе. Этот стиль, характеризующийся живым, бодрым темпом, оригинальными, запоминающимися мелодиями, простыми формами и юмористическим языком либретто, широко распространен в Урумчи, Чанцзи и других местах Синьцзяна.

Часто в цюйцзы один солист исполняет сразу несколько ролей. Аккомпанирующий оркестр представлен в основном ударными – барабанами, тарелками, гонгами, – и струнными музыкальными инструментами: щипковым саньсянь и смычковыми баньху и эрху. Выступление может быть организовано в двух формах: статическом исполнении вокальных партий под аккомпанемент (цинчан) или полноценном оперном стиле со сценическими действиями (удаояньчу). Первая из них очень удобна в том плане, что не подразумевает грима, костюмов и декораций, а также не выдвигает строгих требований к месту выступления. Вторая инкорпорирует театральную составляющую и подразумевает движение артистов на сцене, которое традиционно должно быть плавным, грациозным, но в то же время активным и энергичным, и призвано формировать яркий образ персонажа.

Незатейливое мелодико-гармоническое содержание, простая, понятная лирика и относительно свободная музыкальная форма делает оперу цюйцзы довольно легкой в освоении и исполнении, в связи с чем она всегда была очень популярна в синьцзянских деревнях. Местные крестьяне зачастую сами выступали, рассказывая со сцены свои истории. Эта вовлеченность простого народа значительно обогащала культурную жизнь региона, помогая людям жить в гармонии со своими соседями.


На грани исчезновения

Труппа цюйцзы при художественном театре в Чанцзи-Хуэйском автономном округе СУАР на сегодня является единственным регулярным музыкальным коллективом, работающем в этом стиле. Она была создана на базе своего предшественника – ансамбля уезда Хутуби в Чанцзи, основанного еще в 1980 г. и гастролировавшего в более чем десяти уездах, поселках и деревенях на севере Синьцзяна. В каждом месте его участники квартировались в домах местных жителей: днем помогали хозяевам работать, а вечером выступали далеко не в идеальных условиях – в поле, во дворе или овчарне. Запланированное на два часа представление зачастую длилось более трех часов – пели «на бис» по настоятельной просьбе зрителей.

Однако, как и большинство объектов нематериального наследия, опера цюйцзы сейчас переживает экзистенциальный кризис: процессу ее развития мешают конкуренция современных культурных трендов, нехватка кадров, финансирования и полноценных исследований накопленного наследия. Находящееся под угрозой исчезновения народное сокровище нуждается в срочной защите.

В июле 2002 г. труппа уезда Хутуби повысила свой статус до уровня автономного округа (Чанцзи-Хуэй) и сменила соответствующим образом название. В 2006 г. опера цюйцзы была включена в первый список нематериального культурного наследия государственного значения КНР, а на вышеупомянутый музыкальный коллектив была официально возложена миссия сохранения этого древнего искусства. В 2012 г. труппа объединилась с ансамблем народной песни, танца и оперы в Чанцзи под эгидой нового окружного художественного театра. Правительство страны и региональные власти увеличили поддержку объединению, что благотворно сказалось на его развитии: постепенно увеличивалось количество аккомпанирующих музыкальных инструментов, совершенствовались вокальные и исполнительские навыки солистов. Древняя опера словно получила второе дыхание.

В настоящее время Художественный театр Чанцзи ежегодно организует более 300 выступлений, а его постановки неоднократно завоевывали награды на различных профессиональных конкурсах в СУАР и на национальном уровне.


Преемственность поколений

Унаследовав от своих предшественников традиционный репертуар, труппа цюйцзыЧанцзийского театра собрала, обработала, записала и инсценировала более 100 опер и 175 мелодий. Она также написала немало собственных произведений на актуальные современные темы, такие как «Жизнь в деревне Хаха-Цюаньцзы», «Цветущая пустыня Гоби» и упомянутое уже «Золотое сердце», в котором впервые ведущие партии исполняли молодые артисты. Выступающая в главной роли 29-летняя Сюй Вэньцзяо так описывает свои ощущения: «Только в тот момент, когда я впервые появилась на сцене в таком важном амплуа, я по-настоящему поняла ежедневные наставления моих учителей и почувствовала ответственность на своих плечах».

Средний возраст актеров в опере «Золотое сердце» составляет всего 28 лет. Многим нет еще и двадцати.

Ван Юефа, которому в этом году исполняется 82 года, – бывший участник труппы синьцзянской оперы уезда Хутуби, уже вышедший на пенсию. Маэстро отмечает внимание и заботу государства о сохранении цюйцзы, надеется, что это культурное наследие будет передаваться из поколения в поколение и развиваться. Пенсионер и сам немало делает для этого, работая над созданием нескольких новых пьес на современные и актуальные темы, посещая школы, где учит детей вокалу в стиле цюйцзы. Усилия Ван Юефа направлены на то, чтобы с помощью простого, понятного содержания с ярким национальным колоритом привлекать интерес молодежи к традиционной синьцзянской опере.

Активно вносят свой вклад в это дело и региональные власти. Администрация уезда Хутуби за последние годы провела ряд важных мероприятий, способствующих популяризации древнего искусства и повышению профессионального уровня его исполнителей. Среди них Фестиваль культуры, мастер-классы по подготовке композиторов, певцов и музыкантов, основание Федерации синьцзянской оперы цюйцзы, работа по сбору и каталогизации музыкальных произведений, организация тематических занятий в школах. 

на странице

на следующей странице

Синьцзянская опера цюйцзы

2022-12-08    

  • 微信截图_20221208150617.png

Синьцзянская опера цюйцзы

ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ


Занавес медленно поднимается, и взору зрителей открывается огромное, покрытое листвой гранатовое дерево, почти полностью заслоняющее заднюю кулису. Хор затягивает: «Доброе сердце согревает множество добрых людей...». Мелодика и оркестровка с ярким народным колоритом сразу выдают происхождение музыки: такое могло родиться только на северо-западе КНР. Это – увертюра к опере «Золотое сердце», написанной в традиционном стиле цюйцзы, в исполнении художественного театра Чанцзи-Хуэйского автономного округа (далее – Чанцзи) Синьцзян-Уйгурского автономного района. Либретто музыкального произведения основано на истории Ван Гуйчжэнь, жительницы общины Шуанцяо местного уезда Хутуби. Женщина десятилетиями помогала нуждающимся соседям и ухаживала за одинокими стариками.


Опера из народа

Цюйцзы – единственный в Синьцзяне вид оперного искусства на китайском языке, впитавший в себя многие черты песенного искусства местных народностей. В 2006 г. он был официально включен в список национального нематериального культурного наследия Китая.

Цюйцзы – это особый стиль театрального искусства, созданный на основе вокально-инструментального творчества пров. Шэньси, Цинхай, г. Ланьчжоу пров. Ганьсу и др., в связи с чем эксперты отмечают сильное влияние на него местных диалектов. Однако окончательно сформировался и родился этот вид оперы в Синьцзяне, чье многонациональное музыкальное наследие также оставило в нем свой отпечаток. Лирической основой цюйцзы часто служат личные переживания артистов или занимательные истории, передаваемые из уст в уста в народе. Этот стиль, характеризующийся живым, бодрым темпом, оригинальными, запоминающимися мелодиями, простыми формами и юмористическим языком либретто, широко распространен в Урумчи, Чанцзи и других местах Синьцзяна.

Часто в цюйцзы один солист исполняет сразу несколько ролей. Аккомпанирующий оркестр представлен в основном ударными – барабанами, тарелками, гонгами, – и струнными музыкальными инструментами: щипковым саньсянь и смычковыми баньху и эрху. Выступление может быть организовано в двух формах: статическом исполнении вокальных партий под аккомпанемент (цинчан) или полноценном оперном стиле со сценическими действиями (удаояньчу). Первая из них очень удобна в том плане, что не подразумевает грима, костюмов и декораций, а также не выдвигает строгих требований к месту выступления. Вторая инкорпорирует театральную составляющую и подразумевает движение артистов на сцене, которое традиционно должно быть плавным, грациозным, но в то же время активным и энергичным, и призвано формировать яркий образ персонажа.

Незатейливое мелодико-гармоническое содержание, простая, понятная лирика и относительно свободная музыкальная форма делает оперу цюйцзы довольно легкой в освоении и исполнении, в связи с чем она всегда была очень популярна в синьцзянских деревнях. Местные крестьяне зачастую сами выступали, рассказывая со сцены свои истории. Эта вовлеченность простого народа значительно обогащала культурную жизнь региона, помогая людям жить в гармонии со своими соседями.


На грани исчезновения

Труппа цюйцзы при художественном театре в Чанцзи-Хуэйском автономном округе СУАР на сегодня является единственным регулярным музыкальным коллективом, работающем в этом стиле. Она была создана на базе своего предшественника – ансамбля уезда Хутуби в Чанцзи, основанного еще в 1980 г. и гастролировавшего в более чем десяти уездах, поселках и деревенях на севере Синьцзяна. В каждом месте его участники квартировались в домах местных жителей: днем помогали хозяевам работать, а вечером выступали далеко не в идеальных условиях – в поле, во дворе или овчарне. Запланированное на два часа представление зачастую длилось более трех часов – пели «на бис» по настоятельной просьбе зрителей.

Однако, как и большинство объектов нематериального наследия, опера цюйцзы сейчас переживает экзистенциальный кризис: процессу ее развития мешают конкуренция современных культурных трендов, нехватка кадров, финансирования и полноценных исследований накопленного наследия. Находящееся под угрозой исчезновения народное сокровище нуждается в срочной защите.

В июле 2002 г. труппа уезда Хутуби повысила свой статус до уровня автономного округа (Чанцзи-Хуэй) и сменила соответствующим образом название. В 2006 г. опера цюйцзы была включена в первый список нематериального культурного наследия государственного значения КНР, а на вышеупомянутый музыкальный коллектив была официально возложена миссия сохранения этого древнего искусства. В 2012 г. труппа объединилась с ансамблем народной песни, танца и оперы в Чанцзи под эгидой нового окружного художественного театра. Правительство страны и региональные власти увеличили поддержку объединению, что благотворно сказалось на его развитии: постепенно увеличивалось количество аккомпанирующих музыкальных инструментов, совершенствовались вокальные и исполнительские навыки солистов. Древняя опера словно получила второе дыхание.

В настоящее время Художественный театр Чанцзи ежегодно организует более 300 выступлений, а его постановки неоднократно завоевывали награды на различных профессиональных конкурсах в СУАР и на национальном уровне.


Преемственность поколений

Унаследовав от своих предшественников традиционный репертуар, труппа цюйцзыЧанцзийского театра собрала, обработала, записала и инсценировала более 100 опер и 175 мелодий. Она также написала немало собственных произведений на актуальные современные темы, такие как «Жизнь в деревне Хаха-Цюаньцзы», «Цветущая пустыня Гоби» и упомянутое уже «Золотое сердце», в котором впервые ведущие партии исполняли молодые артисты. Выступающая в главной роли 29-летняя Сюй Вэньцзяо так описывает свои ощущения: «Только в тот момент, когда я впервые появилась на сцене в таком важном амплуа, я по-настоящему поняла ежедневные наставления моих учителей и почувствовала ответственность на своих плечах».

Средний возраст актеров в опере «Золотое сердце» составляет всего 28 лет. Многим нет еще и двадцати.

Ван Юефа, которому в этом году исполняется 82 года, – бывший участник труппы синьцзянской оперы уезда Хутуби, уже вышедший на пенсию. Маэстро отмечает внимание и заботу государства о сохранении цюйцзы, надеется, что это культурное наследие будет передаваться из поколения в поколение и развиваться. Пенсионер и сам немало делает для этого, работая над созданием нескольких новых пьес на современные и актуальные темы, посещая школы, где учит детей вокалу в стиле цюйцзы. Усилия Ван Юефа направлены на то, чтобы с помощью простого, понятного содержания с ярким национальным колоритом привлекать интерес молодежи к традиционной синьцзянской опере.

Активно вносят свой вклад в это дело и региональные власти. Администрация уезда Хутуби за последние годы провела ряд важных мероприятий, способствующих популяризации древнего искусства и повышению профессионального уровня его исполнителей. Среди них Фестиваль культуры, мастер-классы по подготовке композиторов, певцов и музыкантов, основание Федерации синьцзянской оперы цюйцзы, работа по сбору и каталогизации музыкальных произведений, организация тематических занятий в школах. 

9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg