Главная страница >> Культура >> текст
2022-06-14
Дворцовое лаковое искусство великого времени
ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ
Вот маленькая лаковая шкатулка, сияющая золотой краской с ярким блеском раковин. Если мы прикоснемся к ней, то почувствуем, что перламутр такой же плоский, как и вся поверхность, без единого следа ручной инкрустации. Это ремесло относится к инкрустации золотым лаком.
Золотая инкрустация является важной частью традиционного китайского лакового искусства. Ее история насчитывает тысячи лет. Древнее дворцовое искусство основывается на драгоценных материалах и камнях (нефрит, перламутр, лак, золото и серебро), включает множество технологий ручной работы. Используя древние технологии, изделия изготавливают даже из слоновой кости и костей других зверей, что характеризует предметы как сокровища и неповторимые символы целых эпох. Шкатулка для драгоценностей, лакированная чаша и ширма – они выдержали испытания тысячелетиями, что сегодня кажется невероятным.
В 2008 г. технику росписи и украшения с инкрустацией золотым лаком включили в список национального нематериального культурного наследия Китая.
Сложный и деликатный процесс
Ремесло золотой инкрустации многообразно. Воплощение этого искусства можно увидеть в посуде, мебели, ширмах, вывесках и украшениях. Главным сырьем для изготовления таких изделий является, конечно, лак, который изготавливают из жидкости, полученной из одноимённого дерева. Задействовано множество технических процессов: сушка, фильтрация и т.д. Изготовление лака – это самый базовый процесс инкрустации золотым лаком. Стоит добавить, что «золото» подразумевает довольно много интерпретаций в производственном процессе, включая золотые хлопья, золотую фольгу и золотой порошок.
Разработка художественных изделий в золотой инкрустированной технике делится на четыре этапа. Первым этапом является дизайн. Здесь все внимание на сочетание художественности и практичности. Мастерам необходимо разработать не только красивую форму и декоративный орнамент, но и учесть прочность будущего изделия. Второй этап – приготовление деревянной заготовки. Необходимо отобрать качественную древесину и сделать деревянные заготовки, а после высушить и придать форму. Третий шаг – это изготовление лакированной заготовки. Деревянную вещь оклеивают тканью и бумагой, потом наносят специальное покрытие, полируют, укрепляют и окрашивают. Краску наносят несколько раз, а после покрывают лаком.
Последний, самый значимый этап – декорирование. Сюда также можно включить инкрустацию, роспись, сграффито (техника изображения и разновидность декорирования) и другие процессы прикладного искусства. При изготовлении одного лакированного изделия может быть использована одна или несколько техник. Инкрустация включает разнообразные приемы в технике для изображения рельефа человеческих лиц, цветов, птиц, горных камней, террас и т. д., основываясь на различных натуральных камнях в качестве сырья. Для росписи используются только специальные кисти по работе на лаковых изделиях. В качестве пигментов в лак добавляют порошок с серебряными и золотыми вкраплениями. После основной росписи мастер работает в технике сграффито, где очерчивает контур и линии рисунка, а после заполняет их краской или золотом. Это позволяет сделать цвет изделия более насыщенным.
Золотая инкрустация охватывает широкий спектр тем, включая исторические аллюзии, литературные шедевры, религиозные мифы, фольклоры, народные обычаи, каллиграфию, живопись, а также изображения пейзажей, персоналий, драконов, фениксов, цветов, птиц…
Наследие, охрана и инновации
На протяжении тысячелетий традиционное ремесло золотой инкрустации постоянно развивается. Также, как и другие традиционные ремесла, оно по-прежнему сталкивается с вопросом преемственности.
Пекин – важный район производства лакированных изделий в истории Китая. Пекинская золотая инкрустация унаследовала и развила искусство изготовления лакированных изделий: начиная от мастерства и заканчивая художественным стилем. Развитие приходится на время расцвета ремесла при дворах династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1636–1912 гг.). В 1956 г. 16 мастерских ручного производства, которые были разбросаны по всему Пекину, совместно основывали «Пекинскую фабрику инкрустации золотым лаком». Так удалось сохранить древнее традиционное ремесло. До 2003 г. эта фабрика была преобразована в акционерную компанию. Унаследовав традиционное мастерство, она активно занималась исследованием и внедрением современных элементов. Таким образом древнее ремесло золотой инкрустации открыло хорошие возможности развития в современном мире. Пекинская компания золотой инкрустации использует в работе различные методы. Руководство дает возможность повторно трудоустроиться вышедшим на пенсию мастерам, создает студии для обучения преемников. Кроме того, компания сотрудничает с училищами декоративно-прикладного искусства и открывает профильные классы по золотой инкрустации для подготовки молодых специалистов.
Одна из заслуженных мастеров декоративно-прикладного искусства Ху Синь работает в компании уже более 40 лет. Сегодня она также преподаватель дизайна и золотой инкрустации в училище. В настоящее время у нее большое количество успешных подмастерьев, среди которых есть мастера декоративно-прикладного искусства и наследники проектов нематериального культурного наследия, а также молодые люди, которым только что исполнилось 20 лет.
Изготовление инкрустации золотым лаком – сложный процесс. Он требует много времени и дорогих материалов. Это в определенной мере и объясняет неуместность использования изделий в ежедневном обиходе. Готовые декоративные изделия используют по торжественным поводам на протяжении долгих лет, например, в украшении отелей и конференц-залов, на мероприятиях с иностранными гостями, а также используют в качестве подарков, подаренных друг другу от имени главы государства, главы правительства или от имени своих стран и правительств.
Сегодня традиционное мастерство золотой инкрустации широко демонстрируется публике и более модным способом. Будучи наследником ремесла золотой инкрустации, Му Сянъюн много раз демонстрировал свои работы на выставках ремесел, что позволило многим людям узнать и начать разбираться в этом ремесле. «Последние несколько лет мы с командой пытались применить традиционные методы к изготовлению мебели, шкатулок и других декоративных предметов, а также постоянно разрабатывали новые культурные и творческие продукты, чтобы привнести это нематериальное культурное наследие в дома обычных людей», – отметил Му Сянъюн.
По мере того, как поколение молодых людей поддерживает индустрию инкрустации золотой краской, жизненная сила этого древнего традиционного мастерства становится все более и более яркой.
Гао Вэньсюань родился в 1998 г. Он любит рукоделие и после окончания университета не задумываясь присоединился к Пекинской компании золотой инкрустации. Сейчас молодой мастер изучает применение традиционных методов в улучшении привычных каждому человеку вещей. Например, нанесение различных узоров на ручки электрических зубных щеток. Это может сделать изделие одновременно модными и отражающим традиционный национальный колорит.
Уверенность в будущем великолепного искусства вселяют слова, которые нам сказал молодой мастер: «Я думаю, что классические и традиционные вещи должны быть не просто выставлены в музеях и спрятаны за стеклянные витрины, а интегрированы в повседневную жизнь людей, чтобы их можно было считать действительно живыми!»
на странице
на следующей странице
2022-06-14
Дворцовое лаковое искусство великого времени
ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ
Вот маленькая лаковая шкатулка, сияющая золотой краской с ярким блеском раковин. Если мы прикоснемся к ней, то почувствуем, что перламутр такой же плоский, как и вся поверхность, без единого следа ручной инкрустации. Это ремесло относится к инкрустации золотым лаком.
Золотая инкрустация является важной частью традиционного китайского лакового искусства. Ее история насчитывает тысячи лет. Древнее дворцовое искусство основывается на драгоценных материалах и камнях (нефрит, перламутр, лак, золото и серебро), включает множество технологий ручной работы. Используя древние технологии, изделия изготавливают даже из слоновой кости и костей других зверей, что характеризует предметы как сокровища и неповторимые символы целых эпох. Шкатулка для драгоценностей, лакированная чаша и ширма – они выдержали испытания тысячелетиями, что сегодня кажется невероятным.
В 2008 г. технику росписи и украшения с инкрустацией золотым лаком включили в список национального нематериального культурного наследия Китая.
Сложный и деликатный процесс
Ремесло золотой инкрустации многообразно. Воплощение этого искусства можно увидеть в посуде, мебели, ширмах, вывесках и украшениях. Главным сырьем для изготовления таких изделий является, конечно, лак, который изготавливают из жидкости, полученной из одноимённого дерева. Задействовано множество технических процессов: сушка, фильтрация и т.д. Изготовление лака – это самый базовый процесс инкрустации золотым лаком. Стоит добавить, что «золото» подразумевает довольно много интерпретаций в производственном процессе, включая золотые хлопья, золотую фольгу и золотой порошок.
Разработка художественных изделий в золотой инкрустированной технике делится на четыре этапа. Первым этапом является дизайн. Здесь все внимание на сочетание художественности и практичности. Мастерам необходимо разработать не только красивую форму и декоративный орнамент, но и учесть прочность будущего изделия. Второй этап – приготовление деревянной заготовки. Необходимо отобрать качественную древесину и сделать деревянные заготовки, а после высушить и придать форму. Третий шаг – это изготовление лакированной заготовки. Деревянную вещь оклеивают тканью и бумагой, потом наносят специальное покрытие, полируют, укрепляют и окрашивают. Краску наносят несколько раз, а после покрывают лаком.
Последний, самый значимый этап – декорирование. Сюда также можно включить инкрустацию, роспись, сграффито (техника изображения и разновидность декорирования) и другие процессы прикладного искусства. При изготовлении одного лакированного изделия может быть использована одна или несколько техник. Инкрустация включает разнообразные приемы в технике для изображения рельефа человеческих лиц, цветов, птиц, горных камней, террас и т. д., основываясь на различных натуральных камнях в качестве сырья. Для росписи используются только специальные кисти по работе на лаковых изделиях. В качестве пигментов в лак добавляют порошок с серебряными и золотыми вкраплениями. После основной росписи мастер работает в технике сграффито, где очерчивает контур и линии рисунка, а после заполняет их краской или золотом. Это позволяет сделать цвет изделия более насыщенным.
Золотая инкрустация охватывает широкий спектр тем, включая исторические аллюзии, литературные шедевры, религиозные мифы, фольклоры, народные обычаи, каллиграфию, живопись, а также изображения пейзажей, персоналий, драконов, фениксов, цветов, птиц…
Наследие, охрана и инновации
На протяжении тысячелетий традиционное ремесло золотой инкрустации постоянно развивается. Также, как и другие традиционные ремесла, оно по-прежнему сталкивается с вопросом преемственности.
Пекин – важный район производства лакированных изделий в истории Китая. Пекинская золотая инкрустация унаследовала и развила искусство изготовления лакированных изделий: начиная от мастерства и заканчивая художественным стилем. Развитие приходится на время расцвета ремесла при дворах династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1636–1912 гг.). В 1956 г. 16 мастерских ручного производства, которые были разбросаны по всему Пекину, совместно основывали «Пекинскую фабрику инкрустации золотым лаком». Так удалось сохранить древнее традиционное ремесло. До 2003 г. эта фабрика была преобразована в акционерную компанию. Унаследовав традиционное мастерство, она активно занималась исследованием и внедрением современных элементов. Таким образом древнее ремесло золотой инкрустации открыло хорошие возможности развития в современном мире. Пекинская компания золотой инкрустации использует в работе различные методы. Руководство дает возможность повторно трудоустроиться вышедшим на пенсию мастерам, создает студии для обучения преемников. Кроме того, компания сотрудничает с училищами декоративно-прикладного искусства и открывает профильные классы по золотой инкрустации для подготовки молодых специалистов.
Одна из заслуженных мастеров декоративно-прикладного искусства Ху Синь работает в компании уже более 40 лет. Сегодня она также преподаватель дизайна и золотой инкрустации в училище. В настоящее время у нее большое количество успешных подмастерьев, среди которых есть мастера декоративно-прикладного искусства и наследники проектов нематериального культурного наследия, а также молодые люди, которым только что исполнилось 20 лет.
Изготовление инкрустации золотым лаком – сложный процесс. Он требует много времени и дорогих материалов. Это в определенной мере и объясняет неуместность использования изделий в ежедневном обиходе. Готовые декоративные изделия используют по торжественным поводам на протяжении долгих лет, например, в украшении отелей и конференц-залов, на мероприятиях с иностранными гостями, а также используют в качестве подарков, подаренных друг другу от имени главы государства, главы правительства или от имени своих стран и правительств.
Сегодня традиционное мастерство золотой инкрустации широко демонстрируется публике и более модным способом. Будучи наследником ремесла золотой инкрустации, Му Сянъюн много раз демонстрировал свои работы на выставках ремесел, что позволило многим людям узнать и начать разбираться в этом ремесле. «Последние несколько лет мы с командой пытались применить традиционные методы к изготовлению мебели, шкатулок и других декоративных предметов, а также постоянно разрабатывали новые культурные и творческие продукты, чтобы привнести это нематериальное культурное наследие в дома обычных людей», – отметил Му Сянъюн.
По мере того, как поколение молодых людей поддерживает индустрию инкрустации золотой краской, жизненная сила этого древнего традиционного мастерства становится все более и более яркой.
Гао Вэньсюань родился в 1998 г. Он любит рукоделие и после окончания университета не задумываясь присоединился к Пекинской компании золотой инкрустации. Сейчас молодой мастер изучает применение традиционных методов в улучшении привычных каждому человеку вещей. Например, нанесение различных узоров на ручки электрических зубных щеток. Это может сделать изделие одновременно модными и отражающим традиционный национальный колорит.
Уверенность в будущем великолепного искусства вселяют слова, которые нам сказал молодой мастер: «Я думаю, что классические и традиционные вещи должны быть не просто выставлены в музеях и спрятаны за стеклянные витрины, а интегрированы в повседневную жизнь людей, чтобы их можно было считать действительно живыми!»