Главная страница >> Культура >> текст
2022-06-14
Художник, равнодушный к славе и богатству
ЧЖАО СЯОЛАЙ
Известный художник Цзинь Нун (1687–1764 гг.) родился во времена династии Цин (1636–1912 гг.) в богатой семье г. Ханчжоу пров. Чжэцзян. По его собственным словам, его семья владела полями и дорогой недвижимостью – из окон их дома открывался вид на реку Цяньтанцзян. Это все равно, что в наше время иметь апартаменты с видом на реку в центральном районе одного из крупнейших китайских мегаполисов. В юности Цзинь Нун путешествовал по всей стране, однако позже его семья обеднела, и ему пришлось зарабатывать на жизнь продажей своих произведений каллиграфии и живописи. В последние годы жизни он поселился в г. Янчжоу. Цзинь Нун обладал большими достижениями в каллиграфии и высоким уровнем культуры; кроме того, его произведения отличаются уникальным характером.
Новаторское каллиграфическое искусство
Цзинь Нун был очень талантливым ребенком, еще в возрасте 17 лет он поразил всех участников поэтических чтений, на которых собрались местные корифеи словесности. В 21 год юноша поступил под руководство знаменитого ученого и каллиграфа Хэ Чжо (1661–1722 гг.), у кого он усердно учился в течение двух лет и совершил большой прогресс в каллиграфии, живописи, поэзии и прозе. Будучи высокообразованным и талантливым, в 1735 г. Цзинь Нун был рекомендован к сдаче государственных экзаменов на должность чиновника. Преодолев далекий путь, он добрался до столицы, но в это время внезапно скончался император Юнчжэн (1678–1735 гг.), в связи с чем вступивший на престол его наследник Цяньлун (1711–1799 гг.) отменил экзамены. Разочарованный Цзинь Нун покинул столицу и начал путешествовать по стране.
Цзинь Нун считается мастером литературы, живописи и особенно каллиграфии. Так, он первым создал новый вид каллиграфии – цишу, написанный лаком на бамбуковых дощечках. Данный уникальный метод использует кисть, похожую на плоскую щетку, и весь процесс написания иероглифов походит на работу маляра – отсюда и такое название. Этот стиль не подразумевает традиционное изменение направления кисти и закругление линий. Написанные иероглифы на первый взгляд кажутся очень грубыми; секрет в том, чтобы наслаждаться ими издалека – тогда они смотрятся величественно и оригинально.
Классические художественные работы
Цзинь Нун начал заниматься живописью только в пятидесятилетнем возрасте. Поскольку он был наблюдательным и путешествовал по многим местам, ему очень удавались пейзажи – горы и водоемы, цветы и птицы на его картинах складываются в невероятно изящные композиции, одновременно реалистичные и с оттенком туманности, что открывает зрителю с воображением безграничные просторы для фантазии.
За необыкновенное мастерство в живописи и оригинальность идей Цзинь Нун удостоился звания первого мастера «Янчжоу багуай» («Восемь чудаков из Янчжоу») – известной школы китайской живописи и каллиграфии тех времен. В нее входили известные каллиграфы и художники г. Янчжоу, начиная со среднего периода правления императора Канси (1662–1722 гг.) вплоть до последних лет на троне императора Цяньлуна (1711–1799 гг.) династии Цин. В то время Янчжоу был одним из важных пунктов древнего водного пути, и его экономика процветала. Богатые купцы любили проводить собрания в своих резиденциях, приглашая на них представителей богемы – рисовать, писать стихи и наслаждаться известными произведениями каллиграфии и живописи разных эпох. «Янчжоу багуай» была вершиной этих кругов, оказав большое влияние на развитие искусства каллиграфии и живописи в Янчжоу и даже во всем Китае.
Цзинь Нун занял первое место в ранге «Янчжоу багуай» не только за свои превосходные работы, но и за свой эклектичный темперамент. У художника был широкий круг друзей, он одинаково уважительно относился к бедным и богатым, дружил как со богатыми знаменитостями, так и с бедняками. Тем не менее, он был упрям, и если ему не нравился кто-нибудь, то Цзинь Нун не удостаивал его и каплей внимания, независимо от положения человека в обществе.
Страсть к цветам сливы
В картинах Цзинь Нуна повсюду воплощаются идеи поклонения природе и фатализма. Это обусловлено его рождением в буддийской семье. Вступив в мир живописи, Цзинь Нун каждые несколько лет менял тематику своих картин. Основными объектами его композиций были бамбук, сливы, горные и водные пейзажи, а также люди. Цзинь Нун по-настоящему обратил внимание на цветы сливы, только когда ему исполнилось 64 года. К этому времени его работы постепенно стали зрелыми. Цветы сливы издревле пользуются особой любовью среди китайских литераторов – они считались символом благородства, скромности и силы. Картины Цзинь Нуна на тему сливовых цветов можно разделить на две категории: отдельное полотно и серия картин в виде альбома на тему цветов сливы.
В работе «Альбом цветов сливы» мастерство Цзинь Нуна в передаче образной и поэтической красоты этого растения достигло апогея. У изображенных им деревьев много ветвей и цветов, исполненных жизненной силы. Некоторые из них вот-вот раскроются, а какие-то буйно распускаются против ветра. Вместе с сухими ветками они создают неповторимую игру света, цвета и контрастов, демонстрируя свою многоликую красоту. Большинство работ выполнено тушью; с помощью круглых линий художник изображал лепестки, светлая тушь использовалась для ветвей и стволов, густая – для бутонов, тычиночных нитей и мха на стволах. Другие цвета используются редко. На полотнах Цзинь Нуна стволы сливы толстые, а ветки тонкие и расположены в шахматном порядке по горизонтали и вертикали, прекрасно соблюдается композиционная структура. Ожившие цветы сливы и великолепная работа с тушью сформировали уникальный стиль живописи Цзинь Нуна, характеризующийся простой и старинной естественной красотой.
В основе китайской живописи не только изображение внешности предметов, но и выражение глубоких чувств художника, его отношения к реалиям на картине. В цветах сливы работ Цзинь Нуна мы ценим именно тот богатый духовный мир, который выражает художник. В последние годы в жизни автора было очень много противоречий: с одной стороны, живописец стремился к высоким идеалам нравственности людей искусства, а с другой, ему приходилось продавать свои полотна, чтобы зарабатывать на жизнь. В этой роли непризнанного гения ему оставалось только направить всю свою энергию на живопись и каллиграфию, воодушевлять себя очарованием и красотой природы. «Альбом цветов сливы» передает нам печальное и одинокое настроение, что превосходно отображает судьбу художника.
на странице
на следующей странице
2022-06-14
Художник, равнодушный к славе и богатству
ЧЖАО СЯОЛАЙ
Известный художник Цзинь Нун (1687–1764 гг.) родился во времена династии Цин (1636–1912 гг.) в богатой семье г. Ханчжоу пров. Чжэцзян. По его собственным словам, его семья владела полями и дорогой недвижимостью – из окон их дома открывался вид на реку Цяньтанцзян. Это все равно, что в наше время иметь апартаменты с видом на реку в центральном районе одного из крупнейших китайских мегаполисов. В юности Цзинь Нун путешествовал по всей стране, однако позже его семья обеднела, и ему пришлось зарабатывать на жизнь продажей своих произведений каллиграфии и живописи. В последние годы жизни он поселился в г. Янчжоу. Цзинь Нун обладал большими достижениями в каллиграфии и высоким уровнем культуры; кроме того, его произведения отличаются уникальным характером.
Новаторское каллиграфическое искусство
Цзинь Нун был очень талантливым ребенком, еще в возрасте 17 лет он поразил всех участников поэтических чтений, на которых собрались местные корифеи словесности. В 21 год юноша поступил под руководство знаменитого ученого и каллиграфа Хэ Чжо (1661–1722 гг.), у кого он усердно учился в течение двух лет и совершил большой прогресс в каллиграфии, живописи, поэзии и прозе. Будучи высокообразованным и талантливым, в 1735 г. Цзинь Нун был рекомендован к сдаче государственных экзаменов на должность чиновника. Преодолев далекий путь, он добрался до столицы, но в это время внезапно скончался император Юнчжэн (1678–1735 гг.), в связи с чем вступивший на престол его наследник Цяньлун (1711–1799 гг.) отменил экзамены. Разочарованный Цзинь Нун покинул столицу и начал путешествовать по стране.
Цзинь Нун считается мастером литературы, живописи и особенно каллиграфии. Так, он первым создал новый вид каллиграфии – цишу, написанный лаком на бамбуковых дощечках. Данный уникальный метод использует кисть, похожую на плоскую щетку, и весь процесс написания иероглифов походит на работу маляра – отсюда и такое название. Этот стиль не подразумевает традиционное изменение направления кисти и закругление линий. Написанные иероглифы на первый взгляд кажутся очень грубыми; секрет в том, чтобы наслаждаться ими издалека – тогда они смотрятся величественно и оригинально.
Классические художественные работы
Цзинь Нун начал заниматься живописью только в пятидесятилетнем возрасте. Поскольку он был наблюдательным и путешествовал по многим местам, ему очень удавались пейзажи – горы и водоемы, цветы и птицы на его картинах складываются в невероятно изящные композиции, одновременно реалистичные и с оттенком туманности, что открывает зрителю с воображением безграничные просторы для фантазии.
За необыкновенное мастерство в живописи и оригинальность идей Цзинь Нун удостоился звания первого мастера «Янчжоу багуай» («Восемь чудаков из Янчжоу») – известной школы китайской живописи и каллиграфии тех времен. В нее входили известные каллиграфы и художники г. Янчжоу, начиная со среднего периода правления императора Канси (1662–1722 гг.) вплоть до последних лет на троне императора Цяньлуна (1711–1799 гг.) династии Цин. В то время Янчжоу был одним из важных пунктов древнего водного пути, и его экономика процветала. Богатые купцы любили проводить собрания в своих резиденциях, приглашая на них представителей богемы – рисовать, писать стихи и наслаждаться известными произведениями каллиграфии и живописи разных эпох. «Янчжоу багуай» была вершиной этих кругов, оказав большое влияние на развитие искусства каллиграфии и живописи в Янчжоу и даже во всем Китае.
Цзинь Нун занял первое место в ранге «Янчжоу багуай» не только за свои превосходные работы, но и за свой эклектичный темперамент. У художника был широкий круг друзей, он одинаково уважительно относился к бедным и богатым, дружил как со богатыми знаменитостями, так и с бедняками. Тем не менее, он был упрям, и если ему не нравился кто-нибудь, то Цзинь Нун не удостаивал его и каплей внимания, независимо от положения человека в обществе.
Страсть к цветам сливы
В картинах Цзинь Нуна повсюду воплощаются идеи поклонения природе и фатализма. Это обусловлено его рождением в буддийской семье. Вступив в мир живописи, Цзинь Нун каждые несколько лет менял тематику своих картин. Основными объектами его композиций были бамбук, сливы, горные и водные пейзажи, а также люди. Цзинь Нун по-настоящему обратил внимание на цветы сливы, только когда ему исполнилось 64 года. К этому времени его работы постепенно стали зрелыми. Цветы сливы издревле пользуются особой любовью среди китайских литераторов – они считались символом благородства, скромности и силы. Картины Цзинь Нуна на тему сливовых цветов можно разделить на две категории: отдельное полотно и серия картин в виде альбома на тему цветов сливы.
В работе «Альбом цветов сливы» мастерство Цзинь Нуна в передаче образной и поэтической красоты этого растения достигло апогея. У изображенных им деревьев много ветвей и цветов, исполненных жизненной силы. Некоторые из них вот-вот раскроются, а какие-то буйно распускаются против ветра. Вместе с сухими ветками они создают неповторимую игру света, цвета и контрастов, демонстрируя свою многоликую красоту. Большинство работ выполнено тушью; с помощью круглых линий художник изображал лепестки, светлая тушь использовалась для ветвей и стволов, густая – для бутонов, тычиночных нитей и мха на стволах. Другие цвета используются редко. На полотнах Цзинь Нуна стволы сливы толстые, а ветки тонкие и расположены в шахматном порядке по горизонтали и вертикали, прекрасно соблюдается композиционная структура. Ожившие цветы сливы и великолепная работа с тушью сформировали уникальный стиль живописи Цзинь Нуна, характеризующийся простой и старинной естественной красотой.
В основе китайской живописи не только изображение внешности предметов, но и выражение глубоких чувств художника, его отношения к реалиям на картине. В цветах сливы работ Цзинь Нуна мы ценим именно тот богатый духовный мир, который выражает художник. В последние годы в жизни автора было очень много противоречий: с одной стороны, живописец стремился к высоким идеалам нравственности людей искусства, а с другой, ему приходилось продавать свои полотна, чтобы зарабатывать на жизнь. В этой роли непризнанного гения ему оставалось только направить всю свою энергию на живопись и каллиграфию, воодушевлять себя очарованием и красотой природы. «Альбом цветов сливы» передает нам печальное и одинокое настроение, что превосходно отображает судьбу художника.