Огни большого города
ГУН ХАЙИН
В феврале 2021 г. в Сан-Франциско скончался поэт и соучредитель книжного магазина «Огни большого города» («City Lights») Лоуренс Ферлингетти. Известный китайский писатель и учредитель частного книжного магазина «Улица с односторонним движением» («Даньсян цзе») Сюй Чжиюань в ответ опубликовал в своем блоге некролог, после чего по интернету широко разошлась фраза из этого материала: «Книжный магазин должен быть огнем среди большого города».
Мир книг – это маяк среди тьмы, духовное пристанище. В современном Китае конъюнктура рынка привела к тому, что магазины развиваются по самым разным бизнес-моделям и берут на себя несвойственные функции, но в потоке перемен не хотелось бы потерять главное – книжный магазин как место, где люди обмениваются мыслями и идеями.
Книжный магазин как культурное пространство
Магазин «Улица с односторонним движением» открылся в далеком 2006 г. на самый Новый год. Расположился книжный среди ореховых деревьев в старом пекинском дворике недалеко от летней резиденции императора Юаньминъюань, и у его истоков стоял Сюй Чжиюань с 12 партнерами. Название родилось из одноименного произведения известного немецкого литературного критика и философа культуры Вальтера Беньямина.
Здесь библиофилы могут полистать книги и принять участие в различных мероприятиях. Первую встречу культурного салона спланировал и организовал лично Сюй Чжиюань, главным гостем тогда стал современный китайский поэт Си Чуань. С тех пор прошло более десяти лет, и в книжном магазине провели более тысячи лекций и панельных дискуссий, на которых выросло целое поколение пекинцев.
В Китае есть и другие влиятельные независимые книжные магазины. В 1995 г., когда Сюй Чжиюань только поступил в Пекинский университет, в стране уже появились несколько площадок, основанных учеными. В 1993 г. в Пекине открылся магазин “All Sages Bookstore” («Ваньшэн шуюань»), в 1996 г. в Нанкине появился магазин Librairie Avant-garde («Сяньфэн»), а годом позже в Шанхае – магазин «Муссон» («Цзифэн»). Все вместе они изменили книжный рынок, на котором раньше доминировал сетевой магазин «Синьхуа», крупнейший в тогдашнем Китае. Это позволило удовлетворить духовные потребности разных людей.
Долгое время в Китае книжные магазины были востребованы, но все переменилось с распространением интернета. Примерно с 2010 г., когда появились онлайн-платформы для покупки бумажных книг и стали распространяться электронные книги, многие частные магазины столкнулись со снижением потока посетителей, продажи упали. Владельцы книжных магазинов задумывались над тем, как остаться на плаву.
«Улица с односторонним движением» с самого открытия работает не только как книжный магазин, но и как пространство, где пропагандируют идеи открытости, свободы и диалога. В 2014 г. магазин привлек первые коммерческие инвестиции. Деньги пошли на создание всеобъемлющего культурного пространства, сочетающего онлайн- и офлайн-платформы. «Искренне надеюсь, что книжный магазин станет многофункциональным пространством, где каждому уютно. Хочу, чтобы будущее приносило нам больше возможностей», – говорит Сюй Чжиюань.
Неотъемлемая часть жизни
Когда в 90-е годы в Китае начали появляться независимые книжные лавки, сетевой магазин «Синьхуа», который к тому моменту был представлен во всех уголках страны, стал тоже двигаться навстречу переменам.
В ноябре 1994 г. гуанчжоуская корпорация «Синьхуа» открыла «Книжный центр в Гуанчжоу» – крупное предприятие розничной торговли печатной продукцией, где практиковались современные принципы ведения бизнеса. Центр занимал территорию площадью более 10 тыс. кв. м и вмещал около 100 тыс. наименований книг.
Позднее возникли и другие крупные филиалы «Синьхуа»: «Северный книжный центр в Шэньяне», «Дом книги в Пекине» и «Книжный городок в Шанхае». Книжный магазин «Синьхуа» закрепил позиции на книжном рынке страны.
В эпоху интернета «Книжный центр в Гуанчжоу» вновь подал пример инноваций. В 2014 г. он закрылся на реновацию, и уже в январе 2015 г. вернулся на рынок в новом качестве – центра городской культурной жизни. Львиную долю площадей сдали в аренду под магазины товаров для творчества, кафе и учебные площадки.
В том же году пекинский книжный магазин «Саньлянь Таофэнь» изменил дизайн интерьера и перешел на круглосуточный режим работы. Книжный существует с 1996 г. и стал духовным прибежищем для интеллектуалов и заработал репутацию как независимое издательство с книжным магазином и кофейней. Ремонт и новый режим работы позволил сохранить былые особенности и при этом расширить лекционное пространство. Сами культурные мероприятия тоже претерпели изменения: если раньше тут проводили в основном академические встречи, интересные только специалистам, то теперь менеджмент ориентируется на широкого читателя. «В эпоху перемен и инноваций все же нужны и традиции, – считает Шу Вэй, заместитель главного редактора издательства “Саньлянь”. – Но при пересмотре роли книжных магазинов важно соотноситься и с историей, и с нынешними временами».
Традиционные книжные магазины подстраиваются под современную реальность, и это мгновенно меняет книжную индустрию. С 2014 г., когда стало понятно, что физическим книжным магазинам самостоятельно не справиться с переменами и многим грозит закрытие, к проблеме подключились власти. В Китае запустили программы политической и финансовой поддержки. В Пекине благодаря поддержке правительства к концу 2020 г. насчитывалось 1994 физических книжных магазина – по 0,8 на каждые 10 тыс. человек, и это делало мегаполис одной из книжных столиц мира. В 2021 г. в городе продолжают продвигать программу размещения книжных магазинов в кампусах учебных заведениях, торговых центрах и индустриальных парках, что еще больше интегрирует печатное слово в повседневную жизнь человека.
Книжные магазины теперь развиваются по новым моделям и чаще консолидируются в сети. Заметной тенденцией стала ставка на художественное оформление интерьера. Данью времени также стали технологии 5G, большие данные и интернет вещей, благодаря которым в стране появились умные книжные городки и цифровые читальные залы. Какие бы перемены ни произошли с книжными магазинами, слово останется востребованным, люди продолжат читать книги, а в потоке времени книжный магазин останется тем маяком, к которому устремляются жаждущие света и духовной пищи.