Главная страница >> Общество >> текст
2024-08-26
Романтика в защите канала
У ЦЗИЖУ, магистрантка Института прессы и коммуникаций Чжэцзянского коммуникационного университета
Едва поступив в сентябре 2022 г. в магистратуру Института прессы и коммуникаций Чжэцзянского коммуникационного университета, мне посчастливилось попасть в курируемый Академией искусств КНР проект создания коротких видеороликов о Национальном культурном парке Великого китайского канала.
В нашей программе специалисты и ученые должны были познакомить читателей с шестью древними мостами Великого китайского канала, которые находились в четырех совершенно разных локациях. Сюжеты были разные: в одних эксперты вызвались сами излагать материал, в других все было построено вокруг интервью, а в третьих наши сотрудники составляли видеоряд, который факт за фактом разворачивал перед зрителями живую историю моста. Мне было поручено создание коротких видеороликов о пекинском мосте Тунъюнь, в основу которых легли материалы известного фотографа Цзи Хунвэя, автора фотоальбомов об участках Великого китайского канала на севере страны. Перед началом работы я по привычке зашла в Интернет, но была поражена тем, что о «моем» мосте почти не было информации – казалось, что он уже навсегда вычеркнут из памяти людей.
Однако господин Цзи так свободно и неутомимо рассказывал о своем любимце, описывая во всех подробностях даже мимику любого каменного львенка на мостовых тумбах и завитки каждой вазы-сокровищницы, вырезанной на перилах, что я осознала – лишь отсутствие письменной и изобразительной фиксации этих удивительных устных историй о сооружениях Великого китайского канала является виной мнимому забвению. И информация, разложенная по полочкам в наших видеороликах, как раз и сможет заполнить те лакуны, которыми зияют разрозненные репортажи о мосте Тунъюнь в цифровых СМИ.
Длительный процесс съемки помог мне понять, что в вопросах охраны древних мостовых сооружений важно обращать внимание не только на способы идеального восстановления внешнего вида конструкций, но и на необходимость сосредоточения усилий на научной стороне реставрационных процессов. В нескольких сериях наших видеороликов о древних мостах эксперты особо фокусируются на научных методах восстановления, а также на том, как обеспечить наиболее бережное сохранение оставшихся древних сооружений в современных городах. К примеру, реставраторы, придерживаясь принципа «не навреди», отказались от замены старых полуразрушенных львов на пекинском мосту Тунъюнь, а стремительный вихрь мчащегося поезда на фоне молчаливого величия моста Сыхэ – прекрасный пример «встраивания» древности в современные ритмы, и все это основано на уважении к старинным мостам.
В декабре 2022 г. мы были приглашены на финансируемую Национальным фондом искусств Китая выставку, где в разных формах демонстрировались изображения древних мостов, перекинутых через Великий китайский канал. Там были самые невероятные медиа-форматы! Кроме уже привычной звуко- и видеоаппаратуры, были доступны и более традиционные формы: мы могли посмотреть рисунки и фотографии в удивительных книгах ручной работы и изучить свыше 500 фотографий древних мостов. Среди них были даже оригинальные фотокарточки, сделанные во времена поздней династии Цин или первых лет Китайской Республики: панорамные снимки, фотографии процессов реставрации и бытовые сюжеты, показывающие повседневное использование мостов местными жителями. Каждая фотокарточка – целая книга, в своем молчании рассказывающая о многовековой культуре древних мостов и самого канала.
Больше всего меня поразил зимний пейзаж заснеженного моста Гунчэнь, что в г. Ханчжоу. Эта фотография была сделана сверху и чуть издали. Снежинки, медленно танцуя в воздухе, устилали мокрые камни моста. Картина была невероятно романтичная и умиротворяющая, как нельзя лучше дополнявшая традиционно уникальные поэтические пейзажи самого Ханчжоу. Так, стоя в своем романтическом безмолвии уже добрую сотню лет, мост Гунчэнь как бы наблюдал за происходящими вокруг переменами. Этого безмолвного стража времени изобразили на лбу веселого и непоседливого талисмана Азиатских игр в Ханчжоу 2022 г. – человечке Чэньчэнь, даже имя которого происходит от второй части названия моста Гунчэнь. Это – прекрасный пример того, как можно ярко оживить имидж древнего канала, ввести в повседневную жизнь, казалось бы, скупой на эмоции образ, позволив еще большему числу людей прикоснуться к истории Великого китайского канала.
Простой народ здесь живет у воды и процветает благодаря воде. Об этой зеркальной глади в своем интервью в апреле 2023 г. нам с увлечением рассказал известный фотограф Янь Синьжун, который живет в г. Цзясин пров. Чжэцзян. Показывая старый аэрофотоснимок участка Великого китайского канала, мастер не скрывал гордости – ведь такую съемку впервые провел именно он! Сейчас стало относительно легко делать фотографии с высоты птичьего полета – достаточно лишь научиться пользоваться квадрокоптером с хорошей видеокамерой. Однако много лет назад, когда Янь Синьжун впервые фотографировал берега канала, для получения драгоценного кадра ему пришлось самому работать с борта низколетящего самолета.
Мое внимание привлекла пара других фотокарточек одного и того же пейзажа, между которыми было несколько десятков лет. Я заворожено глядела на них и думала о вечности: на снимках менялись окружающие здания, но неизменной оставалась сама древняя искусственная река, веками питавшая эти земли.
Благодаря непрерывно проводимым реставрациям, древние мосты Великого китайского канала почти обрели тот облик, который имели сотни лет назад. Но мало кто из наших современников знает об этом: ведь ни письменных историй, ни каких-либо изображений пока не найти в Сети. Поэтому свою миссию «охранника из нового поколения» я вижу в том, чтобы организовывать «цифровую защиту», которая заполнит в новых СМИ пробелы в информации о разнообразных древних руинах и культурных памятниках нашей Родины. Конечно, в сравнении с людьми, которые ежедневно заняты защитой Великого китайского канала, мы со своим проектом скорее похожи на туристов, которые беззаботным шагом прогуливаются по берегам этой искусственной реки. Но эта «прогулка» позволила погрузиться в ауру древнего канала, взволновала наши сердца и произвела на нас неизгладимое впечатление. Да! Молчаливый канал и древние мосты не могут угнаться за стремительным бегом эпохи, они не могут сами рассказать о себе в Интернете. Но зато сейчас множится бесчисленная армия людей, встающих на защиту истории и культуры этих мест. Они прилагают усилия, чтобы сохранить, исследовать и записать историю столь грандиозного сооружения. И я бесконечно благодарна судьбе за выпавший мне шанс поучаствовать в такой романтической защите.
на странице
на следующей странице
2024-08-26
Романтика в защите канала
У ЦЗИЖУ, магистрантка Института прессы и коммуникаций Чжэцзянского коммуникационного университета
Едва поступив в сентябре 2022 г. в магистратуру Института прессы и коммуникаций Чжэцзянского коммуникационного университета, мне посчастливилось попасть в курируемый Академией искусств КНР проект создания коротких видеороликов о Национальном культурном парке Великого китайского канала.
В нашей программе специалисты и ученые должны были познакомить читателей с шестью древними мостами Великого китайского канала, которые находились в четырех совершенно разных локациях. Сюжеты были разные: в одних эксперты вызвались сами излагать материал, в других все было построено вокруг интервью, а в третьих наши сотрудники составляли видеоряд, который факт за фактом разворачивал перед зрителями живую историю моста. Мне было поручено создание коротких видеороликов о пекинском мосте Тунъюнь, в основу которых легли материалы известного фотографа Цзи Хунвэя, автора фотоальбомов об участках Великого китайского канала на севере страны. Перед началом работы я по привычке зашла в Интернет, но была поражена тем, что о «моем» мосте почти не было информации – казалось, что он уже навсегда вычеркнут из памяти людей.
Однако господин Цзи так свободно и неутомимо рассказывал о своем любимце, описывая во всех подробностях даже мимику любого каменного львенка на мостовых тумбах и завитки каждой вазы-сокровищницы, вырезанной на перилах, что я осознала – лишь отсутствие письменной и изобразительной фиксации этих удивительных устных историй о сооружениях Великого китайского канала является виной мнимому забвению. И информация, разложенная по полочкам в наших видеороликах, как раз и сможет заполнить те лакуны, которыми зияют разрозненные репортажи о мосте Тунъюнь в цифровых СМИ.
Длительный процесс съемки помог мне понять, что в вопросах охраны древних мостовых сооружений важно обращать внимание не только на способы идеального восстановления внешнего вида конструкций, но и на необходимость сосредоточения усилий на научной стороне реставрационных процессов. В нескольких сериях наших видеороликов о древних мостах эксперты особо фокусируются на научных методах восстановления, а также на том, как обеспечить наиболее бережное сохранение оставшихся древних сооружений в современных городах. К примеру, реставраторы, придерживаясь принципа «не навреди», отказались от замены старых полуразрушенных львов на пекинском мосту Тунъюнь, а стремительный вихрь мчащегося поезда на фоне молчаливого величия моста Сыхэ – прекрасный пример «встраивания» древности в современные ритмы, и все это основано на уважении к старинным мостам.
В декабре 2022 г. мы были приглашены на финансируемую Национальным фондом искусств Китая выставку, где в разных формах демонстрировались изображения древних мостов, перекинутых через Великий китайский канал. Там были самые невероятные медиа-форматы! Кроме уже привычной звуко- и видеоаппаратуры, были доступны и более традиционные формы: мы могли посмотреть рисунки и фотографии в удивительных книгах ручной работы и изучить свыше 500 фотографий древних мостов. Среди них были даже оригинальные фотокарточки, сделанные во времена поздней династии Цин или первых лет Китайской Республики: панорамные снимки, фотографии процессов реставрации и бытовые сюжеты, показывающие повседневное использование мостов местными жителями. Каждая фотокарточка – целая книга, в своем молчании рассказывающая о многовековой культуре древних мостов и самого канала.
Больше всего меня поразил зимний пейзаж заснеженного моста Гунчэнь, что в г. Ханчжоу. Эта фотография была сделана сверху и чуть издали. Снежинки, медленно танцуя в воздухе, устилали мокрые камни моста. Картина была невероятно романтичная и умиротворяющая, как нельзя лучше дополнявшая традиционно уникальные поэтические пейзажи самого Ханчжоу. Так, стоя в своем романтическом безмолвии уже добрую сотню лет, мост Гунчэнь как бы наблюдал за происходящими вокруг переменами. Этого безмолвного стража времени изобразили на лбу веселого и непоседливого талисмана Азиатских игр в Ханчжоу 2022 г. – человечке Чэньчэнь, даже имя которого происходит от второй части названия моста Гунчэнь. Это – прекрасный пример того, как можно ярко оживить имидж древнего канала, ввести в повседневную жизнь, казалось бы, скупой на эмоции образ, позволив еще большему числу людей прикоснуться к истории Великого китайского канала.
Простой народ здесь живет у воды и процветает благодаря воде. Об этой зеркальной глади в своем интервью в апреле 2023 г. нам с увлечением рассказал известный фотограф Янь Синьжун, который живет в г. Цзясин пров. Чжэцзян. Показывая старый аэрофотоснимок участка Великого китайского канала, мастер не скрывал гордости – ведь такую съемку впервые провел именно он! Сейчас стало относительно легко делать фотографии с высоты птичьего полета – достаточно лишь научиться пользоваться квадрокоптером с хорошей видеокамерой. Однако много лет назад, когда Янь Синьжун впервые фотографировал берега канала, для получения драгоценного кадра ему пришлось самому работать с борта низколетящего самолета.
Мое внимание привлекла пара других фотокарточек одного и того же пейзажа, между которыми было несколько десятков лет. Я заворожено глядела на них и думала о вечности: на снимках менялись окружающие здания, но неизменной оставалась сама древняя искусственная река, веками питавшая эти земли.
Благодаря непрерывно проводимым реставрациям, древние мосты Великого китайского канала почти обрели тот облик, который имели сотни лет назад. Но мало кто из наших современников знает об этом: ведь ни письменных историй, ни каких-либо изображений пока не найти в Сети. Поэтому свою миссию «охранника из нового поколения» я вижу в том, чтобы организовывать «цифровую защиту», которая заполнит в новых СМИ пробелы в информации о разнообразных древних руинах и культурных памятниках нашей Родины. Конечно, в сравнении с людьми, которые ежедневно заняты защитой Великого китайского канала, мы со своим проектом скорее похожи на туристов, которые беззаботным шагом прогуливаются по берегам этой искусственной реки. Но эта «прогулка» позволила погрузиться в ауру древнего канала, взволновала наши сердца и произвела на нас неизгладимое впечатление. Да! Молчаливый канал и древние мосты не могут угнаться за стремительным бегом эпохи, они не могут сами рассказать о себе в Интернете. Но зато сейчас множится бесчисленная армия людей, встающих на защиту истории и культуры этих мест. Они прилагают усилия, чтобы сохранить, исследовать и записать историю столь грандиозного сооружения. И я бесконечно благодарна судьбе за выпавший мне шанс поучаствовать в такой романтической защите.