微信图片_2024030114212811.jpg

Главная страница >> Общество >> текст

На велосипеде – вдоль канала Пекин – Ханчжоу

2024-08-26    

  • 8.jpg

< >

На велосипеде – вдоль канала Пекин – Ханчжоу


ВАН ЛАНЬ


Мы рассматриваем старую фотографию, сделанную 19 июня 1981 г. в Пекине на площади Тяньаньмэнь. На ней 33-летний Лю Шичжао и его 44-летний коллега Шэнь Синда, держа за рули свои велосипеды, сфотографировались перед стартом своеобразного журналистского велопробега по каналу Пекин – Ханчжоу. Лю Шичжао поясняет: «В 1981 г. нам впервые пришла в голову мысль проехать на велосипеде путь длиной свыше 5000 км, на который в итоге мы потратили целых 400 дней. На каждой остановке мы брали интервью, которые были столь интересны и глубоки по смыслу, что в конце велопробега нам показалось, будто мы проехали гораздо большее расстояние».


Первая поездка

Журнал «Народный Китай», в котором в то время работал Лю Шичжао, был рассчитан на японских читателей, поэтому в нем делали упор на освещении китайских обычаев и традиций. В 1981 г. выросший у канала Пекин – Ханчжоу Шэнь Синда поделился мыслью сделать репортаж об этом грандиозном гидротехническом сооружении древности. Он сам собирался писать статьи, а находившего в расцвете сил Лю Шичжао пригласил в проект в качестве фотографа. В то время канал Пекин – Ханчжоу не был столь известен, как сейчас, а многие иностранцы и слыхом не слыхивали, что в Китае есть такой исторический памятник – искусственная река, по своей грандиозности сравнимая с Великой Китайской стеной. Выбранный же способ передвижения можно назвать героическим поступком, однако в то время велосипед был главным видом транспорта для простых китайцев, и Лю Шичжао, ежедневно проезжавший на нем 15 км до работы и обратно, прекрасно владел соответствующими навыками. Главным же аргументом в пользу велопробега стало удобство. Ведь если бы для важного репортажа пришлось побывать в каких-то глухих районах, то для велосипедистов это не стало бы проблемой.

«Принимая во внимание то, что нам было нужно перевозить до 50 кг багажа и оборудования, мы заказали два велосипеда, специально приспособленных для перевозки грузов, у Тяньцзиньской велосипедной фабрики Flying Pigeon», – поясняет Лю Шичжао. В то время не было Интернета, поэтому приходилось в соответствии с составленным планом репортажей ехать по бумажной карте. «Часто бывало, что наши планы не поспевали за изменениями. Поэтому, как только обнаруживалась новая интересная информация, мы тут же садились на наших “железных коней” и добирались до места, где репортажи иногда заставляли нас задерживаться на несколько дней против плана», – делится подробностями фотограф. Так Лю Шичжао и Шэнь Синда проехали, беря интервью, по всему каналу Пекин – Ханчжоу: начали в Пекине, посетили г. Тяньцзинь, провинции Хэбэй, Шаньдун, Цзянсу и, наконец, прибыли в самый южный пункт канала – Ханчжоу (пров. Чжэцзян). Если вдруг возникала необходимость проявить отснятую фотопленку или сменить по сезону одежду и оборудование, то друзья сдавали своих «двухколесных коней» под ответственное хранение и отправлялись на поезде в Пекин, а затем опять возвращались, чтоб продолжить свой нелегкий путь велокорреспондентов.

Их репортажи получились настолько увлекательными, что сразу после начала постатейной публикации в 1983 г. вызвали шквал восторгов читателей. Раскрытые в них пейзажи, культура и обычаи, существовавшие вдоль канала Пекин – Ханчжоу, в особенности – истории о процветающих на канале городах и их жителях, произвели глубокое впечатление на читателей. Каждый выпуск сопровождался фотографиями двух репортеров на велосипедах, и дошло даже до того, что некоторые японцы под впечатлением рассказов приехали в Китай, чтобы самим повторить этот велопробег по каналу.

Свою последнюю в этой поездке совместную фотографию Лю Шичжао и Шэнь Синда сделали 25 декабря 1982 г. у древнего моста Гунчэнь, расположенного в крайней точки их маршрута – г. Ханчжоу пров. Чжэцзян. Вся техническая работа продлилась до 17 января 1983 г. – дня официального завершения их поездки по каналу Пекин – Ханчжоу, занявшей год и семь месяцев. «В тот раз мы в шутку договорились повторить этот пробег через 10 лет!» – вспоминает Лю Шичжао.


Вторая поездка

В 2014 г. Великий китайский канал был включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще через два года, когда Шэнь Синда исполнилось 79, а Лю Шичжао – 68 лет, друзья вспомнили о давнем зароке, и, спустя 35 лет после знаменитой первой поездки, более молодой Лю Шичжао решил вновь «встать на путь»: маршрут нового велопробега протянулся более чем на 2000 км и потребовал 68 дней. Места для съемки он старался выбирать почти те же, что в первый раз, однако условия путешествия теперь стали намного лучше: в этот раз и велосипед, и оборудование были самого высшего уровня, а по пути энтузиасту оказывалась профессиональная помощь.

«Я снова ехал по знакомым местам, но случившиеся здесь перемены потрясли меня. Даже люди стали другими! – говорит Лю Шичжао. – В прошлую поездку по каналу нам часто задавали один и тот же вопрос: “Вы же репортеры из Пекина, так почему едете не на машине?!” Тогда у людей не было представления о необходимости экологически чистых видов транспорта, и их недоумение казалось вполне разумным. Ныне же на дороге часто встречаются группы велосипедистов, теперь студенты, молодежь, пенсионеры, – все любят этот удобный транспорт, и приверженцев велоспорта становится все больше и больше».

«Конечно, сильно изменились и пейзажи, – добавляет Лю Шичжао. – Сейчас тщательно раскопаны и превращены в культурный ландшафт руины Юйхэ (река Тунхуэйхэ, г. Пекин); Наньсиньцан превратился из склада пекинского универмага в пункт просвещения, где люди могут культурно провести досуг за чашечкой чая или кофе. Некоторые деревни и вовсе расселили в ходе урбанизации...»

В 2018 г. Лю Шичжао в сотрудничестве с Пекинской издательской корпорацией опубликовал книгу «Плавная эпопея – путевые заметки о поездках по каналу Пекин – Ханчжоу», в которую вошли фотографии, впечатления и мысли по следам обоих путешествий, между которыми прошло 35 лет. Предисловие к книге написал младший брат Лю Шичжао, профессор факультета социологии Пекинского университета Лю Шидин. В нем он отмечал: «Хотя автор книги не социолог, а фотограф, однако своими снимками, сделанными с разницей более чем в 30 лет, он внес определенный вклад в изучение социальных изменений в жизни людей на берегах Великого китайского канала. Сделанные им 69 пар компаративных снимков с точки зрения географии охватывают основные города и уезды вдоль канала; а с точки зрения культуры – включают в себя важные памятники в виде искусственных сооружений и местные традиции в культурных мероприятиях. Поэтому сравнение этих фотографий может дать пытливому исследователю информацию о заслуживающих нашего внимания социальных изменениях».

Как фотограф и общественный деятель, Лю Шичжао до сих пор продолжает вносить свой посильный вклад в защиту и распространение культуры канала Пекин – Ханчжоу. И об этой работе он говорит так: «Как фотограф, я хочу зафиксировать “на пленку” все, что видят мои глаза. Конечно, снимки, которые я сделал во время обеих поездок, являются лишь отдельными фрагментами мозаики, составляющей картину канала. Но чем больше будет таких фрагментов, тем яснее будет остающаяся в истории картина. Я надеюсь, что в этом процессе примет участие еще большее количество людей, ведь сохранение летописи канала Пекин – Ханчжоу в фотографиях имеет огромную ценность для будущего». 

на странице

на следующей странице

На велосипеде – вдоль канала Пекин – Ханчжоу

2024-08-26    

  • 8.jpg

На велосипеде – вдоль канала Пекин – Ханчжоу


ВАН ЛАНЬ


Мы рассматриваем старую фотографию, сделанную 19 июня 1981 г. в Пекине на площади Тяньаньмэнь. На ней 33-летний Лю Шичжао и его 44-летний коллега Шэнь Синда, держа за рули свои велосипеды, сфотографировались перед стартом своеобразного журналистского велопробега по каналу Пекин – Ханчжоу. Лю Шичжао поясняет: «В 1981 г. нам впервые пришла в голову мысль проехать на велосипеде путь длиной свыше 5000 км, на который в итоге мы потратили целых 400 дней. На каждой остановке мы брали интервью, которые были столь интересны и глубоки по смыслу, что в конце велопробега нам показалось, будто мы проехали гораздо большее расстояние».


Первая поездка

Журнал «Народный Китай», в котором в то время работал Лю Шичжао, был рассчитан на японских читателей, поэтому в нем делали упор на освещении китайских обычаев и традиций. В 1981 г. выросший у канала Пекин – Ханчжоу Шэнь Синда поделился мыслью сделать репортаж об этом грандиозном гидротехническом сооружении древности. Он сам собирался писать статьи, а находившего в расцвете сил Лю Шичжао пригласил в проект в качестве фотографа. В то время канал Пекин – Ханчжоу не был столь известен, как сейчас, а многие иностранцы и слыхом не слыхивали, что в Китае есть такой исторический памятник – искусственная река, по своей грандиозности сравнимая с Великой Китайской стеной. Выбранный же способ передвижения можно назвать героическим поступком, однако в то время велосипед был главным видом транспорта для простых китайцев, и Лю Шичжао, ежедневно проезжавший на нем 15 км до работы и обратно, прекрасно владел соответствующими навыками. Главным же аргументом в пользу велопробега стало удобство. Ведь если бы для важного репортажа пришлось побывать в каких-то глухих районах, то для велосипедистов это не стало бы проблемой.

«Принимая во внимание то, что нам было нужно перевозить до 50 кг багажа и оборудования, мы заказали два велосипеда, специально приспособленных для перевозки грузов, у Тяньцзиньской велосипедной фабрики Flying Pigeon», – поясняет Лю Шичжао. В то время не было Интернета, поэтому приходилось в соответствии с составленным планом репортажей ехать по бумажной карте. «Часто бывало, что наши планы не поспевали за изменениями. Поэтому, как только обнаруживалась новая интересная информация, мы тут же садились на наших “железных коней” и добирались до места, где репортажи иногда заставляли нас задерживаться на несколько дней против плана», – делится подробностями фотограф. Так Лю Шичжао и Шэнь Синда проехали, беря интервью, по всему каналу Пекин – Ханчжоу: начали в Пекине, посетили г. Тяньцзинь, провинции Хэбэй, Шаньдун, Цзянсу и, наконец, прибыли в самый южный пункт канала – Ханчжоу (пров. Чжэцзян). Если вдруг возникала необходимость проявить отснятую фотопленку или сменить по сезону одежду и оборудование, то друзья сдавали своих «двухколесных коней» под ответственное хранение и отправлялись на поезде в Пекин, а затем опять возвращались, чтоб продолжить свой нелегкий путь велокорреспондентов.

Их репортажи получились настолько увлекательными, что сразу после начала постатейной публикации в 1983 г. вызвали шквал восторгов читателей. Раскрытые в них пейзажи, культура и обычаи, существовавшие вдоль канала Пекин – Ханчжоу, в особенности – истории о процветающих на канале городах и их жителях, произвели глубокое впечатление на читателей. Каждый выпуск сопровождался фотографиями двух репортеров на велосипедах, и дошло даже до того, что некоторые японцы под впечатлением рассказов приехали в Китай, чтобы самим повторить этот велопробег по каналу.

Свою последнюю в этой поездке совместную фотографию Лю Шичжао и Шэнь Синда сделали 25 декабря 1982 г. у древнего моста Гунчэнь, расположенного в крайней точки их маршрута – г. Ханчжоу пров. Чжэцзян. Вся техническая работа продлилась до 17 января 1983 г. – дня официального завершения их поездки по каналу Пекин – Ханчжоу, занявшей год и семь месяцев. «В тот раз мы в шутку договорились повторить этот пробег через 10 лет!» – вспоминает Лю Шичжао.


Вторая поездка

В 2014 г. Великий китайский канал был включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Еще через два года, когда Шэнь Синда исполнилось 79, а Лю Шичжао – 68 лет, друзья вспомнили о давнем зароке, и, спустя 35 лет после знаменитой первой поездки, более молодой Лю Шичжао решил вновь «встать на путь»: маршрут нового велопробега протянулся более чем на 2000 км и потребовал 68 дней. Места для съемки он старался выбирать почти те же, что в первый раз, однако условия путешествия теперь стали намного лучше: в этот раз и велосипед, и оборудование были самого высшего уровня, а по пути энтузиасту оказывалась профессиональная помощь.

«Я снова ехал по знакомым местам, но случившиеся здесь перемены потрясли меня. Даже люди стали другими! – говорит Лю Шичжао. – В прошлую поездку по каналу нам часто задавали один и тот же вопрос: “Вы же репортеры из Пекина, так почему едете не на машине?!” Тогда у людей не было представления о необходимости экологически чистых видов транспорта, и их недоумение казалось вполне разумным. Ныне же на дороге часто встречаются группы велосипедистов, теперь студенты, молодежь, пенсионеры, – все любят этот удобный транспорт, и приверженцев велоспорта становится все больше и больше».

«Конечно, сильно изменились и пейзажи, – добавляет Лю Шичжао. – Сейчас тщательно раскопаны и превращены в культурный ландшафт руины Юйхэ (река Тунхуэйхэ, г. Пекин); Наньсиньцан превратился из склада пекинского универмага в пункт просвещения, где люди могут культурно провести досуг за чашечкой чая или кофе. Некоторые деревни и вовсе расселили в ходе урбанизации...»

В 2018 г. Лю Шичжао в сотрудничестве с Пекинской издательской корпорацией опубликовал книгу «Плавная эпопея – путевые заметки о поездках по каналу Пекин – Ханчжоу», в которую вошли фотографии, впечатления и мысли по следам обоих путешествий, между которыми прошло 35 лет. Предисловие к книге написал младший брат Лю Шичжао, профессор факультета социологии Пекинского университета Лю Шидин. В нем он отмечал: «Хотя автор книги не социолог, а фотограф, однако своими снимками, сделанными с разницей более чем в 30 лет, он внес определенный вклад в изучение социальных изменений в жизни людей на берегах Великого китайского канала. Сделанные им 69 пар компаративных снимков с точки зрения географии охватывают основные города и уезды вдоль канала; а с точки зрения культуры – включают в себя важные памятники в виде искусственных сооружений и местные традиции в культурных мероприятиях. Поэтому сравнение этих фотографий может дать пытливому исследователю информацию о заслуживающих нашего внимания социальных изменениях».

Как фотограф и общественный деятель, Лю Шичжао до сих пор продолжает вносить свой посильный вклад в защиту и распространение культуры канала Пекин – Ханчжоу. И об этой работе он говорит так: «Как фотограф, я хочу зафиксировать “на пленку” все, что видят мои глаза. Конечно, снимки, которые я сделал во время обеих поездок, являются лишь отдельными фрагментами мозаики, составляющей картину канала. Но чем больше будет таких фрагментов, тем яснее будет остающаяся в истории картина. Я надеюсь, что в этом процессе примет участие еще большее количество людей, ведь сохранение летописи канала Пекин – Ханчжоу в фотографиях имеет огромную ценность для будущего». 

微信图片_2024030114212811.jpg