999.png

Главная страница >> Общество >> текст

Эпохальное очарование исторических квинтэссенций

2024-01-08    

  • 5.png

< >

Эпохальное очарование исторических квинтэссенций

  ВАН ЦЯНЬ, ЧЖОУ ЧЭНЬЛЯН


Характер любого города – истоки длительного развития его истории и культуры. Именно поэтому в последние годы правительство Пекина сделало своей главной задачей развитие столицы как всекитайского культурного центра, ведь рост и изменения городской культуры Пекина сопровождали траекторию движения всей китайской цивилизации.

Знаковые здания городской культуры

В целях наследования развития древней культуры, в Пекине возвели целую серию знаковых строений, повлиявших на городскую культуру.

Одним из таких знаменитых зданий, которое называют «золотой визитной карточкой» китайского театрального мира, является Пекинский народный художественный театр (ПНХТ). В стенах Столичного театра (одного из корпусов ПНХТ), построенного в 1956 г., была взращена целая плеяда талантливых артистов и поставлено несметное число классических произведений, включая такие известные драмы, как «Восход» и «Гроза». Смена эпох и рост потребностей зрителей вызвали необходимость расширения театрального пространства, в связи с чем было возведено современное новое здание Пекинского международного театрального центра. Прекрасно дополняя друг друга, Столичный театр и это новое здание превратились в мощные волшебные магниты для поклонников Мельпомены.

В Пекинском международном театральном центре стоит обратить внимание на Театр имени Цао Юя. Известный корифей театральных кругов Китая, Цао Юй, был основателем ПНХТ, поэтому и первая пьеса, сыгранная в Театре имени Цао Юя – «Восход» – была новой интерпретацией почтенной классики. Молодые актеры, вложив в многократные репетиции все силы, проявив уважение к оригиналу и глубоко вникнув в него, смогли найти современное прочтение этого классического произведения. Благодаря чему, несмотря на переход со старой сцены Столичного театра на подмостки Театра имени Цао Юя и превращение из классической драмы в новую интерпретацию, шедевр «Восход», вопреки смене времен и пространства, сохранил прежнее глубокое понимание общества и тонкое описание человеческой натуры.

Планируется, что в будущем Театр имени Цао Юя превратится в центр наследования традиций и инноваций ПНХТ и образует вместе со Столичным театром совершенно новую структуру. Эти планы показывают нам, что ПНХТ по-прежнему является одним из наиболее открытых, динамичных и стремящихся к дальнейшему развитию театров Китая.

На севере столицы Китая в 11 км от Пекинского международного театрального центра возведен новый культурный кластер, в котором можно посетить дворец культуры национального уровня – Китайскую художественную галерею декоративно-прикладного искусства (другое название – Китайский музей нематериального культурного наследия). Эта важная платформа охраны нематериального культурного наследия и ярчайший носитель выдающейся традиционной культуры умело интегрирует в себя традиционные и современные формы. Музей встречает посетителей одним многофункциональным и семью тематическими залами, в которых можно посмотреть самые невероятные изделия декоративно-прикладного искусства и реликвии нематериального культурного наследия. Для демонстрации же признанных шедевров уникальных китайских нематериальных художественных форм построены особые сцены в традиционном стиле. Любуясь на танцы или игру актеров на этих подмостках, зрители сразу убивают двух зайцев! Ведь они могут не только насладиться самим разворачивающимся действом, но и оценить традиционную деревянную архитектуру.

В сокровищнице Китайского государственного архива публикаций и культуры организовано хранение драгоценных образцов печатных форм китайской цивилизации. Для этого в рамках программы «одна сердцевина и три ветви» построен центральный павильон «Вэньханьгэ» в Пекине, а также три филиала: «Вэньцзигэ» – в г. Сиань пров. Шэньси, «Вэньжуньгэ» – в г. Ханчжоу пров. Чжэцзян и «Вэньциньгэ» – в г. Гуанчжоу пров. Гуандун. Все эти здания специально были возведены в живописном беспорядке у подножия гор, чем отражена общекитайская традиционная эстетика и местная региональная специфика. В штаб-квартире – центральном павильоне «Вэньханьгэ» в Пекине – мы можем полюбоваться факсимильными копиями древних трактатов и напечатанными ксилографическим способом оригинальными книгами. Кроме этого, тут есть памятники культуры разных времен, связанные с Морским Шелковым путем. Здесь также можно увидеть важнейшие издания, напечатанные после старта политики реформ и открытости, которые отражают эпохальные следы нашего времени. Цифровой зал в совершенстве сочетает в себе высокие технологии и традиционную культуру, помогая посетителям буквально погрузиться в атмосферу разнообразных культурных мероприятиях. В павильоне «Вэньханьгэ» также есть ряд специальных выставок, с помощью экспонатов которых люди могут проникнуться тонким очарованием и чрезвычайной солидностью китайской цивилизации.

Активное сбережение нематериального культурного наследия

Пекин, славный глубочайшими и богатейшими историческими традициям, накопил в себе огромное количество драгоценных объектов нематериального культурного наследия. Синяя книга «Отчет об охране и развитии нематериального культурного наследия в Пекине (2022 г.)» показывает, что к февралю 2022 г. 

здесь находилось свыше 12 тыс. объектов такого наследия, среди них в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ООН включено 12 объектов, среди которых такие знаменитые, как пекинская опера, опера куньцюй и боевое искусство тайцзицюань.

В последние годы Пекин, постоянно совершенствуя механизмы защиты и сохранения объектов нематериального культурного наследия, последовательно принял «Пекинские правила нематериального культурного наследия», «Пекинский план реализации проектов по сохранению и развитию нематериального культурного наследия», «Пекинский план реализации мер по сохранению и развитию театрального искусства» и другие законодательные положения и директивные документы. От резкого и действенного повышения уровня системной охраны нематериального культурного наследия особенно выиграли пекинская опера и опера куньцюй.

Под руководством директора Ян Фэнъи Театр северной оперы куньцюй способствует развитию этого вида театрального искусства в соответствии с потребностями современного социума. Данные усилия уже сделали куньцюй доступным для широких масс, превратив его из старинного лицедейства в полное жизнеспособности сценическое искусство: его артисты выходят в народ, исполняя свои потрясающие номера в низовых организациях и микрорайонах, в школах и вузах... Это ведет к росту аудитории, раскрывает рынок, побуждает все большее число молодых людей приобщаться к опере куньцюй. 

Много лет назад Театр северной оперы куньцюй создал училище «Жунцин», где обучение ведется в формате исполнения традиционных избранных фрагментов пьесы («чжэцзыси») с одновременным проведением лекций об истоках и истории этой оперы, в результате чего непрерывное распространение получило северное направление оперы куньцюй. Училище «Жунцин» имеет амбициозный план: поставить в течение трех лет 400 традиционных пьес; собрать, записать и передать следующим поколениям даже тот репертуар, который исчез со сценических подмостков десятки и даже сотни лет назад. Эти усилия уже привели в последние годы к непрерывному расширению объемов наследуемого мастерства северного направления куньцюй. И теперь, после «захвата» местных сцен в вузах мастера куньцюй перешли к «экспансии» в начальные и средние школы. «Я убежден, что нам следует наследовать традиционную выдающуюся культуру, начиная именно с детей, а мероприятия, проводимые нами в учебных заведениях, как раз и помогают распространению куньцюй среди подрастающего поколения. И этот путь заслуживает глубокого изучения», – считает директор Ян Фэнъи.

Пекинская опера – наиболее именитый и влиятельный вид оперы в Китае. Конечно, главным образом она связана с Пекином, но и во всех остальных частях страны вы можете побывать на ее прекрасных представлениях, ведь она действительно достойна считаться квинтэссенцией национальной культуры, не зря ООН включила в 2010 г. пекинскую оперу в Список нематериального культурного наследия человечества. Заместитель директора Пекинской театральной труппы «Цзинцзюй» (The Jingju Theatre Company of Beijing) Чжу Цзя считает, что основной работой в области наследования и развития этого важного объекта нематериального культурного наследия является эффективный поиск, классификация и постановка старого, уже находящегося почти на грани исчезновения традиционного репертуара. Еще в 2019 г. его организация создала Студию традиционных репертуаров, которая непосредственно занимается глубоким поиском забытых в «пыли истории» пьес, аккуратно сортирует их и вновь выводит на подмостки в целях увеличения и обогащения репертуара, и за последние четыре года уже набралось 60 подобных произведений. В частности, в этом году была запущена демонстрация этих почти забытых произведений, что стало коллективным показом как результатов самой этой работы, так и эффективности обучения артистов. Поставленный репертуар богат по тематике  и содержит различные формы и жанры, что немаловажно для охраны этого удивительного объекта нематериального культурного наследия – чудесной пекинской оперы.

Говоря о дальнейших перспективах защиты древнего наследия, стоит отметить, что в «Соображениях о дальнейшем усилении работы по охране нематериального культурного наследия Пекина» предложено к 2035 г. в целом превратить столицу в город образцовой работы в областях защиты, наследования и использования нематериального культурного наследия с пекинской спецификой. Это позволит такой защите стать еще более эффективной, добиться ее общего понимания и тем самым продемонстрировать и имидж Пекина как столицы великой страны, и неповторимое очарование всей китайской культуры. 

на странице

на следующей странице

Эпохальное очарование исторических квинтэссенций

2024-01-08    

  • 5.png

Эпохальное очарование исторических квинтэссенций

  ВАН ЦЯНЬ, ЧЖОУ ЧЭНЬЛЯН


Характер любого города – истоки длительного развития его истории и культуры. Именно поэтому в последние годы правительство Пекина сделало своей главной задачей развитие столицы как всекитайского культурного центра, ведь рост и изменения городской культуры Пекина сопровождали траекторию движения всей китайской цивилизации.

Знаковые здания городской культуры

В целях наследования развития древней культуры, в Пекине возвели целую серию знаковых строений, повлиявших на городскую культуру.

Одним из таких знаменитых зданий, которое называют «золотой визитной карточкой» китайского театрального мира, является Пекинский народный художественный театр (ПНХТ). В стенах Столичного театра (одного из корпусов ПНХТ), построенного в 1956 г., была взращена целая плеяда талантливых артистов и поставлено несметное число классических произведений, включая такие известные драмы, как «Восход» и «Гроза». Смена эпох и рост потребностей зрителей вызвали необходимость расширения театрального пространства, в связи с чем было возведено современное новое здание Пекинского международного театрального центра. Прекрасно дополняя друг друга, Столичный театр и это новое здание превратились в мощные волшебные магниты для поклонников Мельпомены.

В Пекинском международном театральном центре стоит обратить внимание на Театр имени Цао Юя. Известный корифей театральных кругов Китая, Цао Юй, был основателем ПНХТ, поэтому и первая пьеса, сыгранная в Театре имени Цао Юя – «Восход» – была новой интерпретацией почтенной классики. Молодые актеры, вложив в многократные репетиции все силы, проявив уважение к оригиналу и глубоко вникнув в него, смогли найти современное прочтение этого классического произведения. Благодаря чему, несмотря на переход со старой сцены Столичного театра на подмостки Театра имени Цао Юя и превращение из классической драмы в новую интерпретацию, шедевр «Восход», вопреки смене времен и пространства, сохранил прежнее глубокое понимание общества и тонкое описание человеческой натуры.

Планируется, что в будущем Театр имени Цао Юя превратится в центр наследования традиций и инноваций ПНХТ и образует вместе со Столичным театром совершенно новую структуру. Эти планы показывают нам, что ПНХТ по-прежнему является одним из наиболее открытых, динамичных и стремящихся к дальнейшему развитию театров Китая.

На севере столицы Китая в 11 км от Пекинского международного театрального центра возведен новый культурный кластер, в котором можно посетить дворец культуры национального уровня – Китайскую художественную галерею декоративно-прикладного искусства (другое название – Китайский музей нематериального культурного наследия). Эта важная платформа охраны нематериального культурного наследия и ярчайший носитель выдающейся традиционной культуры умело интегрирует в себя традиционные и современные формы. Музей встречает посетителей одним многофункциональным и семью тематическими залами, в которых можно посмотреть самые невероятные изделия декоративно-прикладного искусства и реликвии нематериального культурного наследия. Для демонстрации же признанных шедевров уникальных китайских нематериальных художественных форм построены особые сцены в традиционном стиле. Любуясь на танцы или игру актеров на этих подмостках, зрители сразу убивают двух зайцев! Ведь они могут не только насладиться самим разворачивающимся действом, но и оценить традиционную деревянную архитектуру.

В сокровищнице Китайского государственного архива публикаций и культуры организовано хранение драгоценных образцов печатных форм китайской цивилизации. Для этого в рамках программы «одна сердцевина и три ветви» построен центральный павильон «Вэньханьгэ» в Пекине, а также три филиала: «Вэньцзигэ» – в г. Сиань пров. Шэньси, «Вэньжуньгэ» – в г. Ханчжоу пров. Чжэцзян и «Вэньциньгэ» – в г. Гуанчжоу пров. Гуандун. Все эти здания специально были возведены в живописном беспорядке у подножия гор, чем отражена общекитайская традиционная эстетика и местная региональная специфика. В штаб-квартире – центральном павильоне «Вэньханьгэ» в Пекине – мы можем полюбоваться факсимильными копиями древних трактатов и напечатанными ксилографическим способом оригинальными книгами. Кроме этого, тут есть памятники культуры разных времен, связанные с Морским Шелковым путем. Здесь также можно увидеть важнейшие издания, напечатанные после старта политики реформ и открытости, которые отражают эпохальные следы нашего времени. Цифровой зал в совершенстве сочетает в себе высокие технологии и традиционную культуру, помогая посетителям буквально погрузиться в атмосферу разнообразных культурных мероприятиях. В павильоне «Вэньханьгэ» также есть ряд специальных выставок, с помощью экспонатов которых люди могут проникнуться тонким очарованием и чрезвычайной солидностью китайской цивилизации.

Активное сбережение нематериального культурного наследия

Пекин, славный глубочайшими и богатейшими историческими традициям, накопил в себе огромное количество драгоценных объектов нематериального культурного наследия. Синяя книга «Отчет об охране и развитии нематериального культурного наследия в Пекине (2022 г.)» показывает, что к февралю 2022 г. 

здесь находилось свыше 12 тыс. объектов такого наследия, среди них в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ООН включено 12 объектов, среди которых такие знаменитые, как пекинская опера, опера куньцюй и боевое искусство тайцзицюань.

В последние годы Пекин, постоянно совершенствуя механизмы защиты и сохранения объектов нематериального культурного наследия, последовательно принял «Пекинские правила нематериального культурного наследия», «Пекинский план реализации проектов по сохранению и развитию нематериального культурного наследия», «Пекинский план реализации мер по сохранению и развитию театрального искусства» и другие законодательные положения и директивные документы. От резкого и действенного повышения уровня системной охраны нематериального культурного наследия особенно выиграли пекинская опера и опера куньцюй.

Под руководством директора Ян Фэнъи Театр северной оперы куньцюй способствует развитию этого вида театрального искусства в соответствии с потребностями современного социума. Данные усилия уже сделали куньцюй доступным для широких масс, превратив его из старинного лицедейства в полное жизнеспособности сценическое искусство: его артисты выходят в народ, исполняя свои потрясающие номера в низовых организациях и микрорайонах, в школах и вузах... Это ведет к росту аудитории, раскрывает рынок, побуждает все большее число молодых людей приобщаться к опере куньцюй. 

Много лет назад Театр северной оперы куньцюй создал училище «Жунцин», где обучение ведется в формате исполнения традиционных избранных фрагментов пьесы («чжэцзыси») с одновременным проведением лекций об истоках и истории этой оперы, в результате чего непрерывное распространение получило северное направление оперы куньцюй. Училище «Жунцин» имеет амбициозный план: поставить в течение трех лет 400 традиционных пьес; собрать, записать и передать следующим поколениям даже тот репертуар, который исчез со сценических подмостков десятки и даже сотни лет назад. Эти усилия уже привели в последние годы к непрерывному расширению объемов наследуемого мастерства северного направления куньцюй. И теперь, после «захвата» местных сцен в вузах мастера куньцюй перешли к «экспансии» в начальные и средние школы. «Я убежден, что нам следует наследовать традиционную выдающуюся культуру, начиная именно с детей, а мероприятия, проводимые нами в учебных заведениях, как раз и помогают распространению куньцюй среди подрастающего поколения. И этот путь заслуживает глубокого изучения», – считает директор Ян Фэнъи.

Пекинская опера – наиболее именитый и влиятельный вид оперы в Китае. Конечно, главным образом она связана с Пекином, но и во всех остальных частях страны вы можете побывать на ее прекрасных представлениях, ведь она действительно достойна считаться квинтэссенцией национальной культуры, не зря ООН включила в 2010 г. пекинскую оперу в Список нематериального культурного наследия человечества. Заместитель директора Пекинской театральной труппы «Цзинцзюй» (The Jingju Theatre Company of Beijing) Чжу Цзя считает, что основной работой в области наследования и развития этого важного объекта нематериального культурного наследия является эффективный поиск, классификация и постановка старого, уже находящегося почти на грани исчезновения традиционного репертуара. Еще в 2019 г. его организация создала Студию традиционных репертуаров, которая непосредственно занимается глубоким поиском забытых в «пыли истории» пьес, аккуратно сортирует их и вновь выводит на подмостки в целях увеличения и обогащения репертуара, и за последние четыре года уже набралось 60 подобных произведений. В частности, в этом году была запущена демонстрация этих почти забытых произведений, что стало коллективным показом как результатов самой этой работы, так и эффективности обучения артистов. Поставленный репертуар богат по тематике  и содержит различные формы и жанры, что немаловажно для охраны этого удивительного объекта нематериального культурного наследия – чудесной пекинской оперы.

Говоря о дальнейших перспективах защиты древнего наследия, стоит отметить, что в «Соображениях о дальнейшем усилении работы по охране нематериального культурного наследия Пекина» предложено к 2035 г. в целом превратить столицу в город образцовой работы в областях защиты, наследования и использования нематериального культурного наследия с пекинской спецификой. Это позволит такой защите стать еще более эффективной, добиться ее общего понимания и тем самым продемонстрировать и имидж Пекина как столицы великой страны, и неповторимое очарование всей китайской культуры. 

999.png