Главная страница >> Общество >> текст
2023-07-13
Нематериальное культурное наследие делает жизнь прекраснее
ШЭНЬ ЦЭ, младший научный сотрудник Китайской национальной академии искусств
В настоящее время термин «нематериальное культурное наследие» становится все более популярным. К примеру, сейчас на любой новогодний праздник уже невозможно представить проходящие в онлайн- и офлайн-форматах выставки, показы и распродажи без еды, приготовленной по рецептам наших прабабушек, изделий ручной работы, сделанных по древним канонам, а также фольклорных мероприятий, пропитанных духом истории. Нематериальное культурное наследие несет в себе ностальгию китайцев по родной культуре, она – живой носитель традиционного китайского уклада быта и жизненной философии. В сравнении с сухими научными фактами учебников истории, сотканная нематериальным культурным наследием летопись времен сердечна, проста и понятна, она богата человеческими эмоциями и полна вкусами обычных людей древности. По сравнению с безмолвными культурными реликвиями и древними величественными зданиями она всегда фонтанирует жизненной силой, одну за другой являя нам яркие жемчужины традиций разных уголков Поднебесной.
В 2004 г. Китай присоединился к «Конвенции об охране нематериального культурного наследия» (далее – Конвенция), и с тех пор в Китае любая деятельность в этой области ведется в соответствии с ней. За прошедшие два десятка лет активные действия Китая по охране нематериального культурного наследия постепенно приобрели китайскую специфику и привлекли огромное внимание международного сообщества.
Известно, что немалое число культурных проектов, связанных с нематериальным культурным наследием, не может адаптироваться к условиям современной жизни, а это ведет к трудностям с передачей этих национальных жемчужин следующим поколениям. Для решения данной проблемы правительство КНР последовательно выдвинуло несколько охранных концепций: «производственная защита», «реставрационная защита» и «комплексная защита».
В Конвенции говорится: «Нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека». Именно эта идея как нельзя лучше согласуется с предложенной в Китае концепцией комплексной защиты, включающей и защиту окружающей среды. Ведь как в Конвенции, так и в китайских руководящих документах подразумевается, что охраняемый объект должен находиться в той традиционной обстановке, где он издревле существует или производится. По этой причине в нашей стране обращают одинаковое внимание как на защищаемый объект нематериального культурного наследия, так и на его окружение. На сегодня в Реестре надлежащей практики охраны нематериального культурного наследия ЮНЕСКО есть единственный объект из Китая – «Стратегия подготовки будущих поколений мастеров кукольного театра пров. Фуцзянь». Он является примером широкого участия артистов кукольных театров и местной общественности в мероприятиях, связанных с этим древним искусством. Таким способом тут формируют благодатную почву для передачи старинного обычая следующим поколениям.
Сейчас общемировой проблемой стало нежелание молодых людей наследовать старые традиции, связанно это как с изменением способов развлечений, так и со сложностью старинных технологий. Однако труппы кукольных театров городов Цюаньчжоу, Чжанчжоу и Цзиньцзян (пров. Фуцзянь), придерживаясь концепции комплексной защиты, упорно стараются заинтересовать молодежь и организовывают такие мероприятия, как «Сотни кукольных спектаклей в кампусе», а также проводя Международный фестиваль кукол. Тем самым они помогают куклам «войти» в местные сообщества, кампусы и классы, организовывая слияние этого древнего искусства с местным фольклором и праздничными мероприятиями, эффективно улучшая положение кукольных коллективов и стимулируя лучшую защиту и наследование этого древнего традиционного ремесла.
В последние годы по всему Китаю была проведена серия мероприятий на тему «Интеграция нематериального культурного наследия в современную жизнь», благодаря чему сформировалась концепция «свести воедино людей, объекты и жизнь». Нематериальное культурное наследие и креативная индустрия, нематериальное культурное наследие и образование... А также оно же в интеграции с молодежными делами, туризмом, борьбой с бедностью, – все эти выходящие за привычные границы способы использования древних традиций содействовали возрождению сел и улучшению условий жизни людей, повышению качества досуга и культуры народных масс, обогащению образовательных ресурсов и стимулированию социального и культурного творчества, привлечению внимания молодежи к взращиванию позитивных ценностей. Все это вывело системную охрану нематериального культурного наследия Китая на новый уровень, способствовало творческой трансформации и инновационному развитию выдающейся традиционной культуры Поднебесной.
Стоит отметить, что многие проекты по охране нематериального культурного наследия реализовывались посредством коротких видеороликов и прямых трансляций, и это позволило осуществить межгрупповые, межрегиональные и межкультурные обмены, привлечь еще больше людей к широкому участию в них. Такая инновационная модель помогла обычаям старины выйти из своей узкой традиционной ниши на всеобщее обозрение, и это, наверное, самое яркое отражение модернизации выдающейся традиционной культуры Китая, представленной нематериальным культурным наследием.
Например, многие народные художники разрабатывают наборы типа «сделай сам» для самостоятельного изготовления различных изделий по канонам нематериального культурного наследия, а также создают культурные и креативные товары в национальном стиле и изделия современного дизайна с учетом вкусов современной молодежи. Еще они скрупулезно создают обучающие видео-уроки для студентов и ведут онлайн-трансляции. Уже немалое количество артистов традиционных опер «цзинцзюй», «юйцзюй» и «хуанмэйси» приобрело множество поклонников через сервис прямых трансляций.
Охрана нематериального культурного наследия теперь не ограничивается лишь культурными реликвиями. Ныне стало уделяться больше внимания фольклору: его постоянно изменяют и адаптируют к современной социальной среде, превращая в уникальную живую культуру. Благодаря такому «преобразующему» наследованию благотворных практик из поколения в поколение, мы понимаем, что нематериальное культурное наследие – не статично застывшие артефакты седых времен, а пластично меняющееся, постоянно подстраивающееся под наше динамичное время живое творчество народа. И это помогает нам постоянно адаптировать его к изменениям в обществе, позволяя в веках сохранять жизнеспособность древнего искусства.
на странице
на следующей странице
2023-07-13
Нематериальное культурное наследие делает жизнь прекраснее
ШЭНЬ ЦЭ, младший научный сотрудник Китайской национальной академии искусств
В настоящее время термин «нематериальное культурное наследие» становится все более популярным. К примеру, сейчас на любой новогодний праздник уже невозможно представить проходящие в онлайн- и офлайн-форматах выставки, показы и распродажи без еды, приготовленной по рецептам наших прабабушек, изделий ручной работы, сделанных по древним канонам, а также фольклорных мероприятий, пропитанных духом истории. Нематериальное культурное наследие несет в себе ностальгию китайцев по родной культуре, она – живой носитель традиционного китайского уклада быта и жизненной философии. В сравнении с сухими научными фактами учебников истории, сотканная нематериальным культурным наследием летопись времен сердечна, проста и понятна, она богата человеческими эмоциями и полна вкусами обычных людей древности. По сравнению с безмолвными культурными реликвиями и древними величественными зданиями она всегда фонтанирует жизненной силой, одну за другой являя нам яркие жемчужины традиций разных уголков Поднебесной.
В 2004 г. Китай присоединился к «Конвенции об охране нематериального культурного наследия» (далее – Конвенция), и с тех пор в Китае любая деятельность в этой области ведется в соответствии с ней. За прошедшие два десятка лет активные действия Китая по охране нематериального культурного наследия постепенно приобрели китайскую специфику и привлекли огромное внимание международного сообщества.
Известно, что немалое число культурных проектов, связанных с нематериальным культурным наследием, не может адаптироваться к условиям современной жизни, а это ведет к трудностям с передачей этих национальных жемчужин следующим поколениям. Для решения данной проблемы правительство КНР последовательно выдвинуло несколько охранных концепций: «производственная защита», «реставрационная защита» и «комплексная защита».
В Конвенции говорится: «Нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека». Именно эта идея как нельзя лучше согласуется с предложенной в Китае концепцией комплексной защиты, включающей и защиту окружающей среды. Ведь как в Конвенции, так и в китайских руководящих документах подразумевается, что охраняемый объект должен находиться в той традиционной обстановке, где он издревле существует или производится. По этой причине в нашей стране обращают одинаковое внимание как на защищаемый объект нематериального культурного наследия, так и на его окружение. На сегодня в Реестре надлежащей практики охраны нематериального культурного наследия ЮНЕСКО есть единственный объект из Китая – «Стратегия подготовки будущих поколений мастеров кукольного театра пров. Фуцзянь». Он является примером широкого участия артистов кукольных театров и местной общественности в мероприятиях, связанных с этим древним искусством. Таким способом тут формируют благодатную почву для передачи старинного обычая следующим поколениям.
Сейчас общемировой проблемой стало нежелание молодых людей наследовать старые традиции, связанно это как с изменением способов развлечений, так и со сложностью старинных технологий. Однако труппы кукольных театров городов Цюаньчжоу, Чжанчжоу и Цзиньцзян (пров. Фуцзянь), придерживаясь концепции комплексной защиты, упорно стараются заинтересовать молодежь и организовывают такие мероприятия, как «Сотни кукольных спектаклей в кампусе», а также проводя Международный фестиваль кукол. Тем самым они помогают куклам «войти» в местные сообщества, кампусы и классы, организовывая слияние этого древнего искусства с местным фольклором и праздничными мероприятиями, эффективно улучшая положение кукольных коллективов и стимулируя лучшую защиту и наследование этого древнего традиционного ремесла.
В последние годы по всему Китаю была проведена серия мероприятий на тему «Интеграция нематериального культурного наследия в современную жизнь», благодаря чему сформировалась концепция «свести воедино людей, объекты и жизнь». Нематериальное культурное наследие и креативная индустрия, нематериальное культурное наследие и образование... А также оно же в интеграции с молодежными делами, туризмом, борьбой с бедностью, – все эти выходящие за привычные границы способы использования древних традиций содействовали возрождению сел и улучшению условий жизни людей, повышению качества досуга и культуры народных масс, обогащению образовательных ресурсов и стимулированию социального и культурного творчества, привлечению внимания молодежи к взращиванию позитивных ценностей. Все это вывело системную охрану нематериального культурного наследия Китая на новый уровень, способствовало творческой трансформации и инновационному развитию выдающейся традиционной культуры Поднебесной.
Стоит отметить, что многие проекты по охране нематериального культурного наследия реализовывались посредством коротких видеороликов и прямых трансляций, и это позволило осуществить межгрупповые, межрегиональные и межкультурные обмены, привлечь еще больше людей к широкому участию в них. Такая инновационная модель помогла обычаям старины выйти из своей узкой традиционной ниши на всеобщее обозрение, и это, наверное, самое яркое отражение модернизации выдающейся традиционной культуры Китая, представленной нематериальным культурным наследием.
Например, многие народные художники разрабатывают наборы типа «сделай сам» для самостоятельного изготовления различных изделий по канонам нематериального культурного наследия, а также создают культурные и креативные товары в национальном стиле и изделия современного дизайна с учетом вкусов современной молодежи. Еще они скрупулезно создают обучающие видео-уроки для студентов и ведут онлайн-трансляции. Уже немалое количество артистов традиционных опер «цзинцзюй», «юйцзюй» и «хуанмэйси» приобрело множество поклонников через сервис прямых трансляций.
Охрана нематериального культурного наследия теперь не ограничивается лишь культурными реликвиями. Ныне стало уделяться больше внимания фольклору: его постоянно изменяют и адаптируют к современной социальной среде, превращая в уникальную живую культуру. Благодаря такому «преобразующему» наследованию благотворных практик из поколения в поколение, мы понимаем, что нематериальное культурное наследие – не статично застывшие артефакты седых времен, а пластично меняющееся, постоянно подстраивающееся под наше динамичное время живое творчество народа. И это помогает нам постоянно адаптировать его к изменениям в обществе, позволяя в веках сохранять жизнеспособность древнего искусства.