999.png

Главная страница >> Общество >> текст

На страже культурного наследия

2023-07-13    

  • 非8.jpg

< >

На страже культурного наследия

  ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ



Исследование, защита и распространение лучших образцов традиционной культуры Китая – команда «Культурные путники» из Ланьчжоуского университета реализовала уже не один социальный проект, направленный на устойчивое развитие общин малочисленных народов в Западном Китае. Объединение существует с 2009 г., и за минувшие годы исследователи запустили не одно тематическое мероприятие, в том числе в рамках проекта «Традиционные поселки + образование детей в селах». Тем самым они побудили еще больше молодых китайцев задуматься о защите и развитии культурного наследия.

Команда «Культурные путники» состоит из студентов Ланьчжоуского университета и работает над вовлечением молодежи в волонтерские программы по защите разнообразия китайской культуры. Объединение помогает студентам-добровольцам сохранять национальную культуру посредством полевых исследований, социальной практики, популяризации образования и предоставления безвозмездных услуг. Более чем за десять лет своего существования команда «Культурные путники» реализовала 356 волонтерских проектов, в которых приняли участие более 5300 добровольцев; провела исследования по 86 темам, затрагивающим различные виды культурного наследия.

Родом с Западного Китая

И в бакалавриате, и в аспирантуре, и уже будучи преподавателем вуза – основатель команды «Культурные путники» Ван Лункуй всегда считал эту организацию важной частью своей жизни. В 2007 г., будучи еще студентом вуза, Ван Лункуй с друзьями приехал во время летней практики в свой родной город в пров. Шаньси, где посмотрел местный спектакль на берегу реки Хуанхэ и обратил внимание на исчезающее нематериальное культурное наследие родных краев. Тогда он и решил запустить проект по защите культурного достояния. Ван Лункуй знал политику государства в отношении охраны и управления нематериальным культурным наследием. Во время учебы в университете он все больше чувствовал необходимость «как-то улучшить мир». С этого началась история команды «Культурные путники».

После возвращения в Ланьчжоу Ван Лункую и его единомышленникам пришла в голову идея создать организацию по охране культурного наследия. Тогда ими двигала мысль, что «лучшие образцы традиционной культуры не должны исчезать из поля зрения молодежи». После этого появился предшественник команды «Культурные путники» – Студенческий центр по защите культурного наследия Ланьчжоуского университета.

В 2008 г. команда «Культурные путники» должна была изучить сохранность нематериального культурного наследия государственного значения – ланьчжоуские традиции сказа-декламации с пением под барабан, и для этого была запущена программа поддержки продолжателей традиций древнего ланьчжоуского театрального искусства. Благодаря этому проекту организации впервые удалось привлечь внешнее финансирование – средства выделил Фонд китайского культурного наследия Хуася. Сам факт денежной поддержки воодушевил Ван Лункуя и его единомышленников. «Мы сделали все возможное, чтобы сохранить ценную информацию из первых уст, записали все с такой аккуратностью, будто составляли карту, чтобы потом другие могли продолжить наше дело», – рассказывает он. Руководствуясь этим принципом, команда «Культурные путники» создала архив для каждого актера ланьчжоуского традиционного театрального искусства, собрала массу ценных нотных записей и текстов песен. Вслед за этим команда «Культурные путники» вместе со специалистами в области этнической культуры посетила с экспедициями более чем 20 районов пров. Ганьсу, в том числе в Ланьчжоу и Дуньхуане, исследовав большое количество материального и нематериального культурного наследия национального и провинциального значения, включая дуньхуанские традиционные театрализованные номера и народные песни юйгу.

В 2010 г. команда «Культурные путники» решилась на дальнейшие шаги, чтобы «своими силами защитить и развить лучшие образцы традиционной культуры». Одна из участниц команды – Аньни – заинтересовалась культурой своего народа – юйгу (сары уйгуры), одного из малочисленных народов Китая и единственного нетитульного народа в пров. Ганьсу. Народные песни юйгу считаются нематериальным культурным наследием государственного значения, однако сейчас многие юйгу уезжают из родных краев, а их дети больше не изучают самобытную культуру своего народа, поэтому песни, да и сам язык юйгу стали забываться. В наиболее компактном месте проживания этой народности Сунань-юйгуском автономном уезде большинство детей не понимают сарыюйгурский язык. Во время экспедиции Аньни со своими друзьями побывала в степных аулах и поселках автономного уезда, где подробно изучила состояние охраны и трудности в защите языка, народных песен и традиционного костюма народа. После возвращения в университет студенты при поддержке преподавателей запустили программу «В поиске Аньни», направленную на поддержание сарыюйгурского языка и распространение знаний о самобытной культуре народа среди детей Сунань-юйгуского автономного уезда. Там открыли языковые курсы и начали давать уроки пения, создали детский хоровой коллектив и ансамбль сценической оперы, где дети в возрасте 6–12 лет изучают язык, разучивают детские песни и традиционные танцы, узнают старинные обряды и легенды, благодаря чему лучше понимают историю, язык и культуру своего народа.

Дети от природы любят представления, когда они поют и танцуют, сарыюйгурский язык ненавязчиво входит в их жизнь. В первый год учебы ребята выступили в театре Сунань-юйгуского автономного уезда, где посмотреть на них пришло 350 зрителей. Видя, как подрастающее поколение поет знакомые народные песни, в зале многие прослезились.

Поддержать огонь надежды

Музеи – важный институт по сохранению исторического достояния и сокровищ человеческой цивилизации. Музейное пространство призвано быть местом культурного просвещения. Однако в центральных и западных регионах Китая в основном преобладают небольшие музеи с не самыми внушительными коллекциями. Посетителей там мало, а музейные работники не в состоянии проводить культурно-просветительскую деятельность. Как максимально задействовать потенциал небольших музеев и реализовать их просветительские функции? Этот вопрос стал важной задачей для «Культурных путников», и вот уже почти 10 лет они работают в данном направлении.

В 2013 г. «Культурные путники» побывали в уезде Вэньчуань пров. Сычуань, где они участвовали в строительстве местного Бэйчуаньского музея народности цян. Во время командировки члены команды обнаружили, что на реконструкцию музея деньги были выделены, а вот специалистов и дополнительных средств на последующее техническое обслуживание не было. Местные органы видели в музее только туристическую достопримечательность и примечательное здание, пренебрегая его культурными и образовательными функциями.

Так возник прецедент: первое сотрудничество команды с небольшим музеем. В Бэйчуаньском музее народности цян «Культурные путники» помогли провести детские тематические мероприятия, посвященные культуре народности цян, где посетителям рассказывали об истории этого народа, а дети из народа цян разыгрывали сценки. В 2014 г. музей получил официальный статус базы для местных школьников по прохождению социальной практики, а власти выделили финансирование, что решило проблему нехватки средств.

Позднее организация оказала помощь нескольким небольшим музеям на западе страны, после чего в «Культурных путниках» официально запустили программу целенаправленной помощи музеям – проект «Гуаньюй цзихуа». Начиная с 2013 г. в данном проекте приняли участие более 550 молодых людей, которые провели в 45 небольших музеях Западного Китая образовательные мероприятия с участием 2500 детей. Действующий руководитель проекта «Гуаньюй цзихуа», магистр факультета истории и культуры Ланьчжоуского университета Чжан Ханьюй рассказывает: «Если мы расширим свое влияние и заинтересуем еще больше людей развитием региональных музеев и защитой культурного разнообразия, привлечем больше молодежи в нашу организацию, то наша цель достигнута».

Чжан Ханьюй надеется, что в будущем команда наладит сотрудничество со всеми музеями пров. Ганьсу и объединит эти музеи в сеть, чтобы систематически защищать культурное наследие Великого шелкового пути, содействовать обменам между музеями, а также проводить региональные просветительские мероприятия и подключить все силы общества к защите небольших музеев. 

на странице

на следующей странице

На страже культурного наследия

2023-07-13    

  • 非8.jpg

На страже культурного наследия

  ЖАНЬ ШАНЬЧУАНЬ



Исследование, защита и распространение лучших образцов традиционной культуры Китая – команда «Культурные путники» из Ланьчжоуского университета реализовала уже не один социальный проект, направленный на устойчивое развитие общин малочисленных народов в Западном Китае. Объединение существует с 2009 г., и за минувшие годы исследователи запустили не одно тематическое мероприятие, в том числе в рамках проекта «Традиционные поселки + образование детей в селах». Тем самым они побудили еще больше молодых китайцев задуматься о защите и развитии культурного наследия.

Команда «Культурные путники» состоит из студентов Ланьчжоуского университета и работает над вовлечением молодежи в волонтерские программы по защите разнообразия китайской культуры. Объединение помогает студентам-добровольцам сохранять национальную культуру посредством полевых исследований, социальной практики, популяризации образования и предоставления безвозмездных услуг. Более чем за десять лет своего существования команда «Культурные путники» реализовала 356 волонтерских проектов, в которых приняли участие более 5300 добровольцев; провела исследования по 86 темам, затрагивающим различные виды культурного наследия.

Родом с Западного Китая

И в бакалавриате, и в аспирантуре, и уже будучи преподавателем вуза – основатель команды «Культурные путники» Ван Лункуй всегда считал эту организацию важной частью своей жизни. В 2007 г., будучи еще студентом вуза, Ван Лункуй с друзьями приехал во время летней практики в свой родной город в пров. Шаньси, где посмотрел местный спектакль на берегу реки Хуанхэ и обратил внимание на исчезающее нематериальное культурное наследие родных краев. Тогда он и решил запустить проект по защите культурного достояния. Ван Лункуй знал политику государства в отношении охраны и управления нематериальным культурным наследием. Во время учебы в университете он все больше чувствовал необходимость «как-то улучшить мир». С этого началась история команды «Культурные путники».

После возвращения в Ланьчжоу Ван Лункую и его единомышленникам пришла в голову идея создать организацию по охране культурного наследия. Тогда ими двигала мысль, что «лучшие образцы традиционной культуры не должны исчезать из поля зрения молодежи». После этого появился предшественник команды «Культурные путники» – Студенческий центр по защите культурного наследия Ланьчжоуского университета.

В 2008 г. команда «Культурные путники» должна была изучить сохранность нематериального культурного наследия государственного значения – ланьчжоуские традиции сказа-декламации с пением под барабан, и для этого была запущена программа поддержки продолжателей традиций древнего ланьчжоуского театрального искусства. Благодаря этому проекту организации впервые удалось привлечь внешнее финансирование – средства выделил Фонд китайского культурного наследия Хуася. Сам факт денежной поддержки воодушевил Ван Лункуя и его единомышленников. «Мы сделали все возможное, чтобы сохранить ценную информацию из первых уст, записали все с такой аккуратностью, будто составляли карту, чтобы потом другие могли продолжить наше дело», – рассказывает он. Руководствуясь этим принципом, команда «Культурные путники» создала архив для каждого актера ланьчжоуского традиционного театрального искусства, собрала массу ценных нотных записей и текстов песен. Вслед за этим команда «Культурные путники» вместе со специалистами в области этнической культуры посетила с экспедициями более чем 20 районов пров. Ганьсу, в том числе в Ланьчжоу и Дуньхуане, исследовав большое количество материального и нематериального культурного наследия национального и провинциального значения, включая дуньхуанские традиционные театрализованные номера и народные песни юйгу.

В 2010 г. команда «Культурные путники» решилась на дальнейшие шаги, чтобы «своими силами защитить и развить лучшие образцы традиционной культуры». Одна из участниц команды – Аньни – заинтересовалась культурой своего народа – юйгу (сары уйгуры), одного из малочисленных народов Китая и единственного нетитульного народа в пров. Ганьсу. Народные песни юйгу считаются нематериальным культурным наследием государственного значения, однако сейчас многие юйгу уезжают из родных краев, а их дети больше не изучают самобытную культуру своего народа, поэтому песни, да и сам язык юйгу стали забываться. В наиболее компактном месте проживания этой народности Сунань-юйгуском автономном уезде большинство детей не понимают сарыюйгурский язык. Во время экспедиции Аньни со своими друзьями побывала в степных аулах и поселках автономного уезда, где подробно изучила состояние охраны и трудности в защите языка, народных песен и традиционного костюма народа. После возвращения в университет студенты при поддержке преподавателей запустили программу «В поиске Аньни», направленную на поддержание сарыюйгурского языка и распространение знаний о самобытной культуре народа среди детей Сунань-юйгуского автономного уезда. Там открыли языковые курсы и начали давать уроки пения, создали детский хоровой коллектив и ансамбль сценической оперы, где дети в возрасте 6–12 лет изучают язык, разучивают детские песни и традиционные танцы, узнают старинные обряды и легенды, благодаря чему лучше понимают историю, язык и культуру своего народа.

Дети от природы любят представления, когда они поют и танцуют, сарыюйгурский язык ненавязчиво входит в их жизнь. В первый год учебы ребята выступили в театре Сунань-юйгуского автономного уезда, где посмотреть на них пришло 350 зрителей. Видя, как подрастающее поколение поет знакомые народные песни, в зале многие прослезились.

Поддержать огонь надежды

Музеи – важный институт по сохранению исторического достояния и сокровищ человеческой цивилизации. Музейное пространство призвано быть местом культурного просвещения. Однако в центральных и западных регионах Китая в основном преобладают небольшие музеи с не самыми внушительными коллекциями. Посетителей там мало, а музейные работники не в состоянии проводить культурно-просветительскую деятельность. Как максимально задействовать потенциал небольших музеев и реализовать их просветительские функции? Этот вопрос стал важной задачей для «Культурных путников», и вот уже почти 10 лет они работают в данном направлении.

В 2013 г. «Культурные путники» побывали в уезде Вэньчуань пров. Сычуань, где они участвовали в строительстве местного Бэйчуаньского музея народности цян. Во время командировки члены команды обнаружили, что на реконструкцию музея деньги были выделены, а вот специалистов и дополнительных средств на последующее техническое обслуживание не было. Местные органы видели в музее только туристическую достопримечательность и примечательное здание, пренебрегая его культурными и образовательными функциями.

Так возник прецедент: первое сотрудничество команды с небольшим музеем. В Бэйчуаньском музее народности цян «Культурные путники» помогли провести детские тематические мероприятия, посвященные культуре народности цян, где посетителям рассказывали об истории этого народа, а дети из народа цян разыгрывали сценки. В 2014 г. музей получил официальный статус базы для местных школьников по прохождению социальной практики, а власти выделили финансирование, что решило проблему нехватки средств.

Позднее организация оказала помощь нескольким небольшим музеям на западе страны, после чего в «Культурных путниках» официально запустили программу целенаправленной помощи музеям – проект «Гуаньюй цзихуа». Начиная с 2013 г. в данном проекте приняли участие более 550 молодых людей, которые провели в 45 небольших музеях Западного Китая образовательные мероприятия с участием 2500 детей. Действующий руководитель проекта «Гуаньюй цзихуа», магистр факультета истории и культуры Ланьчжоуского университета Чжан Ханьюй рассказывает: «Если мы расширим свое влияние и заинтересуем еще больше людей развитием региональных музеев и защитой культурного разнообразия, привлечем больше молодежи в нашу организацию, то наша цель достигнута».

Чжан Ханьюй надеется, что в будущем команда наладит сотрудничество со всеми музеями пров. Ганьсу и объединит эти музеи в сеть, чтобы систематически защищать культурное наследие Великого шелкового пути, содействовать обменам между музеями, а также проводить региональные просветительские мероприятия и подключить все силы общества к защите небольших музеев. 

999.png