Главная страница >> Общество >> текст
2023-07-13
Живое нематериальное культурное наследие
ТЯНЬ СЯО
Нематериальное культурное наследие – это плодородная почва и неисчерпаемая сокровищница для современного китайского искусства и дизайна. Наши художники, направляемые хранителями нематериального культурного наследия, со всей возможной бережностью нежно и аккуратно входят в сферу духовного наследия, чтоб с помощью различных форм современного искусства раскрыть глаза публики, донести до нее мысль о многообразии примеров нематериального культурного наследия в окружающем нас современном обществе, тем самым устраняя пропасть между духовным наследием и обычной жизнью горожан. Ниже мы публикуем ряд фотографий, которые позволят читателям непосредственно ощутить слияние современного искусства с нематериальным культурным наследием национального и мирового значения, испытать на себе его невероятное очарование в наступающую новую эпоху.
Книгопечатание наборным шрифтом
Пришедшая из седой древности техника печати текстов с помощью наборного шрифта – это концентрированное отражение и самая суть превосходной традиционной китайской культуры.
Для создания любого оттиска сначала следует изготовить много «типографских литер» – букв в зеркальном отражении, каждая из которых нанесена на свой легко перемещаемый брусочек. Затем человек-наборщик должен, сверяясь с текстом, выложить литеры на специальную верстальную пластину в нужном порядке. После этого происходит процесс многократной печати: поверхность литер смазывается тушью, сверху накладывается лист бумаги, который осторожно придавливают, например, прокатывая по нему валик. Когда же нужное количество экземпляров будет отпечатано, типографские литеры убирают с верстальной пластины в специальную коробку – «типографскую кассу», из которой в следующий раз опять наберут новую верстку... Так, передавая от наборщика к наборщику маленькие литеры, китайцы передавали из поколения в поколение наследие великой цивилизации. И когда наши современники, взяв в руки лист изготовленной вручную бумаги, вдыхают аромат туши, они внезапно осознают все то потрясающее великолепие, которое таится в древней китайской культуре.
Китайский театр теней
Одним из видов традиционной китайской драмы, в котором под музыку и пение двигаются полупрозрачные силуэты сделанных из кожи или бумаги цветных кукол, является китайский театр теней. Мастера этого кукольного театра, держа марионеток на деревянных шестах, управляют ими из-за кулис, а динамичные сцены, разворачивающиеся на фоне яркого источника света, демонстрируются зрителям сквозь матовый экран. Объединение с современным
искусством – неизбежная тенденция в развитии искусства традиционного. Ведь только когда театр теней перестает быть лишь коммерческим действом, он сказочно преобразуется из простого вида изобразительного искусства в ожившие бесконечные истории волшебного мира теней.
Каллиграфия
Китайская каллиграфия развивалась столько же времени, сколько существовала китайская письменность. И вот, через более чем 3000 лет истории, это древнее искусство начертания знаков стало репрезентативным символом китайской культуры. Уникальная изобразительная сила и гармоничный ритм китайской каллиграфии отражают размышления людей о природе, обществе и самой жизни. Влияние этого наследия затрагивает все области китайского искусства и декоративно-прикладных ремесел. Многие художники пытались по-своему понять и передать традиционную китайскую каллиграфию и сопутствующую ей монохроматическую живопись. Их мастерство и навыки видны нам в каждой невесомой черте, в каждой детали, а особенно – в балансе светлых и темных тонов.
Вышивка
Свыше двух тысяч лет активно развивалась китайская техника ручной вышивки, дав многие знаменитые школы с местными особенностями. Наиболее знамениты из них четыре направления: вышивка Су, вышивка Юэ, вышивка Сян и вышивка Шу. Но, независимо от школы, все они несут в себе богатую национальную коннотацию и художественную ценность. В наши дни это изысканное мастерство давно вышло за границы Китая, став одной из визитных карточек страны на международной арене, ведь в сочетании с современной модной одеждой такая вышивка приобретает особо утонченную обаятельность.
Художественные изделия с эмалью
Первоначально техника создания эмали пришла в Китай по сухопутному Шелковому пути из западных краев, но в самой Поднебесной она преобразовалась в неповторимые «художественные изделия с эмалевым покрытием», которые создавались лишь для императорского двора во времена династий Мин и Цин. В наступившую же новую эпоху художественные изделия с эмалевым покрытием явились миру в виде «драгоценных символов страны».
От первого государственного подарка Нового Китая – катушки под названием «Гэсунхэпин юаньпань» – до врученного правительством Китая Всемирному экономическому форуму роскошного сосуда «Сымяньфанцзунь», от подаренной конференции АТЭС вазы «Сыхайшэнпин» до переданного в 2015 г. ООН графина «Хэпинцзунь», – все государственные подарки с эмалевым покрытием стали не только важными отражениями блистательной китайской цивилизации, но и своеобразными «дипломатическими посланниками», распространяющими свет китайской культуры.
Плетение из бамбука
На первый взгляд кажется, что плетение из бамбука – не особо поразительное ремесло, но, зная о его влиянии на культуру Китая, невозможно переоценить сохраняемый в этом искусстве идеологический и культурный подтекст о гармонии и единстве человека и природы, ведь «единство Неба и человека» – это особо подчеркиваемая в традиционной китайской культуре метафизическая концепция. Практичность изделий, мастерство ремесленников и культурная ценность как самого искусства, так и его произведений, – вот те высокие достоинства, которые приходят на ум, когда мы слышим слова «плетение из бамбука». Действительно, будь то предметы первой необходимости или штучные оригинальные поделки ручной работы, становящиеся объектом вожделения коллекционеров, – все плетеные изделия отличаются разнообразием декоративных достоинств и богатыми формами, дающими уникальное эстетическое наслаждение в суете современной жизни.
Художественное вырезание из бумаги
В 2009 г. в список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО была внесена китайская техника вырезания из бумаги. Сейчас это искусство развивается во многих направлениях: техника резьбы больше не останавливается лишь на механическом «наследовании обычаев», а, пользуясь потенциальными возможностями, возникшими от активизации охраны нематериального культурного наследия, входит в городскую жизнь и повседневную культуру самых прогрессивных частей общества, становясь еще одним способом художественного творчества, который ценят как профессиональные художники, так и простые люди. Более того, волна интереса к художественному вырезанию из бумаги уже выплеснулась за пределы Китая и распространяется по всей Земле, вызывая любопытство и привлекая внимание народов многих стран и регионов мира.
на странице
на следующей странице
2023-07-13
Живое нематериальное культурное наследие
ТЯНЬ СЯО
Нематериальное культурное наследие – это плодородная почва и неисчерпаемая сокровищница для современного китайского искусства и дизайна. Наши художники, направляемые хранителями нематериального культурного наследия, со всей возможной бережностью нежно и аккуратно входят в сферу духовного наследия, чтоб с помощью различных форм современного искусства раскрыть глаза публики, донести до нее мысль о многообразии примеров нематериального культурного наследия в окружающем нас современном обществе, тем самым устраняя пропасть между духовным наследием и обычной жизнью горожан. Ниже мы публикуем ряд фотографий, которые позволят читателям непосредственно ощутить слияние современного искусства с нематериальным культурным наследием национального и мирового значения, испытать на себе его невероятное очарование в наступающую новую эпоху.
Книгопечатание наборным шрифтом
Пришедшая из седой древности техника печати текстов с помощью наборного шрифта – это концентрированное отражение и самая суть превосходной традиционной китайской культуры.
Для создания любого оттиска сначала следует изготовить много «типографских литер» – букв в зеркальном отражении, каждая из которых нанесена на свой легко перемещаемый брусочек. Затем человек-наборщик должен, сверяясь с текстом, выложить литеры на специальную верстальную пластину в нужном порядке. После этого происходит процесс многократной печати: поверхность литер смазывается тушью, сверху накладывается лист бумаги, который осторожно придавливают, например, прокатывая по нему валик. Когда же нужное количество экземпляров будет отпечатано, типографские литеры убирают с верстальной пластины в специальную коробку – «типографскую кассу», из которой в следующий раз опять наберут новую верстку... Так, передавая от наборщика к наборщику маленькие литеры, китайцы передавали из поколения в поколение наследие великой цивилизации. И когда наши современники, взяв в руки лист изготовленной вручную бумаги, вдыхают аромат туши, они внезапно осознают все то потрясающее великолепие, которое таится в древней китайской культуре.
Китайский театр теней
Одним из видов традиционной китайской драмы, в котором под музыку и пение двигаются полупрозрачные силуэты сделанных из кожи или бумаги цветных кукол, является китайский театр теней. Мастера этого кукольного театра, держа марионеток на деревянных шестах, управляют ими из-за кулис, а динамичные сцены, разворачивающиеся на фоне яркого источника света, демонстрируются зрителям сквозь матовый экран. Объединение с современным
искусством – неизбежная тенденция в развитии искусства традиционного. Ведь только когда театр теней перестает быть лишь коммерческим действом, он сказочно преобразуется из простого вида изобразительного искусства в ожившие бесконечные истории волшебного мира теней.
Каллиграфия
Китайская каллиграфия развивалась столько же времени, сколько существовала китайская письменность. И вот, через более чем 3000 лет истории, это древнее искусство начертания знаков стало репрезентативным символом китайской культуры. Уникальная изобразительная сила и гармоничный ритм китайской каллиграфии отражают размышления людей о природе, обществе и самой жизни. Влияние этого наследия затрагивает все области китайского искусства и декоративно-прикладных ремесел. Многие художники пытались по-своему понять и передать традиционную китайскую каллиграфию и сопутствующую ей монохроматическую живопись. Их мастерство и навыки видны нам в каждой невесомой черте, в каждой детали, а особенно – в балансе светлых и темных тонов.
Вышивка
Свыше двух тысяч лет активно развивалась китайская техника ручной вышивки, дав многие знаменитые школы с местными особенностями. Наиболее знамениты из них четыре направления: вышивка Су, вышивка Юэ, вышивка Сян и вышивка Шу. Но, независимо от школы, все они несут в себе богатую национальную коннотацию и художественную ценность. В наши дни это изысканное мастерство давно вышло за границы Китая, став одной из визитных карточек страны на международной арене, ведь в сочетании с современной модной одеждой такая вышивка приобретает особо утонченную обаятельность.
Художественные изделия с эмалью
Первоначально техника создания эмали пришла в Китай по сухопутному Шелковому пути из западных краев, но в самой Поднебесной она преобразовалась в неповторимые «художественные изделия с эмалевым покрытием», которые создавались лишь для императорского двора во времена династий Мин и Цин. В наступившую же новую эпоху художественные изделия с эмалевым покрытием явились миру в виде «драгоценных символов страны».
От первого государственного подарка Нового Китая – катушки под названием «Гэсунхэпин юаньпань» – до врученного правительством Китая Всемирному экономическому форуму роскошного сосуда «Сымяньфанцзунь», от подаренной конференции АТЭС вазы «Сыхайшэнпин» до переданного в 2015 г. ООН графина «Хэпинцзунь», – все государственные подарки с эмалевым покрытием стали не только важными отражениями блистательной китайской цивилизации, но и своеобразными «дипломатическими посланниками», распространяющими свет китайской культуры.
Плетение из бамбука
На первый взгляд кажется, что плетение из бамбука – не особо поразительное ремесло, но, зная о его влиянии на культуру Китая, невозможно переоценить сохраняемый в этом искусстве идеологический и культурный подтекст о гармонии и единстве человека и природы, ведь «единство Неба и человека» – это особо подчеркиваемая в традиционной китайской культуре метафизическая концепция. Практичность изделий, мастерство ремесленников и культурная ценность как самого искусства, так и его произведений, – вот те высокие достоинства, которые приходят на ум, когда мы слышим слова «плетение из бамбука». Действительно, будь то предметы первой необходимости или штучные оригинальные поделки ручной работы, становящиеся объектом вожделения коллекционеров, – все плетеные изделия отличаются разнообразием декоративных достоинств и богатыми формами, дающими уникальное эстетическое наслаждение в суете современной жизни.
Художественное вырезание из бумаги
В 2009 г. в список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО была внесена китайская техника вырезания из бумаги. Сейчас это искусство развивается во многих направлениях: техника резьбы больше не останавливается лишь на механическом «наследовании обычаев», а, пользуясь потенциальными возможностями, возникшими от активизации охраны нематериального культурного наследия, входит в городскую жизнь и повседневную культуру самых прогрессивных частей общества, становясь еще одним способом художественного творчества, который ценят как профессиональные художники, так и простые люди. Более того, волна интереса к художественному вырезанию из бумаги уже выплеснулась за пределы Китая и распространяется по всей Земле, вызывая любопытство и привлекая внимание народов многих стран и регионов мира.