999.png

Главная страница >> Общество >> текст

Культурное наследие в современном контексте

2023-07-13    

  • 非4.jpg

< >

Культурное наследие в современном контексте

ЧЖОУ ЧЭНЬЛЯН




В Китае нематериальное культурное наследие стало мощным рыночным ресурсом, позволяющим обеспечить сохранность реликвий и экономическое процветание целых регионов. Многие районы Китая организуют в туристических зонах и тематических кварталах представления и шоу с традиционной культурной составляющей, демонстрирующие народные искусства и обычаи. Кроме того, через различные продукты и услуги этой направленности – уличные спектакли, культурные и креативные товары, иммерсивный сценический

опыт – они развертывают новый тип туристического бизнеса, отвечающий текущим эстетическим запросам потребителей, которые благодаря этой деятельности могут соприкоснуться с культурными артефактами и почувствовать их очарование буквально у ворот своего дома.

Новый облик старинной улицы

В середине и ближе к концу династии Цин (1636–1912 гг.) улица Эньнин в районе Ливань г. Гуанчжоу пров. Гуандун уже была одним из важных торговых центров Южного Китая. Сегодня это самая длинная из лучше всего сохранившихся в городе аркадных улиц так называемых «цилоу». Особое место на ней занимает Юнцинфан – первый тематический квартал в Гуанчжоу, показывающий нематериальное культурное наследие. Здесь расположено множество достопримечательностей, таких как Музей гуандунской оперы, бывший дом семьи Брюса Ли и др., а также старинные ремесленные мастерские, демонстрирующие такие древние профессии как костная скульптура, изготовление музыкального инструмента гуцинь, создание изделий из меди и

т. д. Прогуливаясь по Юнцинфану, можно в изобилии увидеть дома из серого кирпича, крыши из черной черепицы, дорожки с брусчаткой – все то, что формирует уникальный местный колорит.

В последние годы комплекс претерпел ряд ремонтных работ, сохранивших, впрочем, его первоначальный исторический облик. Также там появился ряд новых видов арт-бизнеса, благодаря которым показан новейший облик линнаньской культуры. Так, редкий турист не остановится в выставочном зале «Чжаоцзяши» («лев семьи Чжао») у входа в квартал Юнцинфан, чтобы купить там художественные изделия «синши» («пробудившийся лев») – объект нематериального культурного наследия государственного уровня. «За последние два года более 300 тыс. туристов посетили наш зал. Такого мы никак не ожидали», – комментирует Чжао Вэйбинь, потомственный мастер «синши».

Знакомство с нематериальным культурным наследием в гестхаусах

Уезд Сунъян г. Лишуй пров. Чжэцзян насчитывает более чем 1800 лет истории. Здесь зарегистрировано более 20 объектов нематериального культурного наследия государственной, провинциальной и городской категорий. В сентябре 2017 г. Пекинский педагогический университет провел в Суньяне семинар по вопросам испытательных площадок для носителей нематериального культурного наследия. Его участники изучили и систематизировали фольклорные ресурсы уезда. Мероприятие способствовало охране местного нематериального культурного наследия, а также его интеграции с современным туризмом.

В настоящее время администрация Сунъяна уже открыла в деревнях Пинтянь и Сикэн села Сыду и зоне Шисан поселка Дадунба площадки для знакомства с практикой передачи молодым поколениям нематериального наследия, органично объединив местную культуру, обычаи и гостевые дома. По словам организаторов, эти пункты должны соответствовать современным потребностям туристов, предоставлять им незабываемый опыт. В гестхаусе «Юньдуань мицзин» деревни Сикэн чиновники работали бок о бок с местными жителями, чтобы подготовить мастер-классы по «хуанцзя-даюань» (дворы семьи Хуан) – искусству резьбы по дереву, тоже являющемуся объектом нематериального культурного наследия пров. Чжэцзян. Лао Бай, один из партнеров-учредителей гостевого дома, в восторге от проекта: «Благодаря продвижению деятельности по обучению и ознакомлению с нематериальным культурным наследием наш гестхаус пользуется все большей популярностью. По выходным дням этот зал полон людей». Другой постоялый двор с культурным наполнением «Минкэли-шицан» в поселке Дадунба предлагает гостям познакомиться с чайными обрядами народности кэцзя «Лэйча», древними технологиями виноделия, а также поучаствовать в других подобных мероприятиях, чтобы гости могли лучше узнать и глубже понять сущность древних искусств этих мест.

Новая бизнес-модель «Знакомство с нематериальным культурным наследием + туризм» также позволила местным сельчанам улучшить финансовое положение. Так, Пинтянь, бывшая «бедная деревня уровня провинции», опираясь на богатое предложение на рынке жилья, провела реконструкцию аварийных и старых домов, привлекла команду экспертов, которая работала над повышением эффективности использования ветхого жилого фонда, и теперь продвигает сельский гостиничный бизнес с этнической спецификой. Администрация деревни также активно привлекает ресурсы разных сторон и энергично развивает культурно-креативную индустрию. Е Кэ из Сунъяна, который окончил факультет текстильной инженерии в Университете Шаосин (пров. Чжэцзян), изучает и популяризует другое древнее мастерство – узелковый батик, – нематериальное культурное наследие государственной категории. Молодой человек даже создал свой бренд «Юньсефан». Кстати, в производстве в качестве красителей он использует только органические материалы – растения, в частности чай, которые собирает в горах вокруг деревни. Сегодня мастерская «Юньсефан» расширяет свой бизнес, осваивая такие смежные сферы, как восковая окраска, народная вышивка, плетение из бамбука и трав, изготовление украшений для волос, лубочные новогодние картины няньхуа, традиционные аксессуары для одежды и т.д. Когда некоторые изделия нужно шить вручную, Е Кэ обращается за помощью к местным пожилым

умельцам – это не только способствует повышению уровня жизни пенсионеров, но и позволяет им почувствовать свою ценность.

Свет сквозь тысячелетия

Фонари «циньхуай», также известные как «нанкинские фонари», являются одним из самых представительных видов народного искусства Нанкина и также относятся к нематериальному культурному наследию государственного уровня. Их история берет свое начало в государстве У эпохи Троецарствия (229–280 гг.). Мастера, изготавливающие их, сочетают в своих изделиях достоинства различных видов традиционного китайского искусства, таких как чжичжа (создание объемных художественных композиций из бумаги типа папье-маше), живопись, каллиграфия, цзяньчжи (вырезание из бумаги), интегрируют в процесс многообразные технологические средства – плотничество, лакирование, живопись, художественную резьбу, лепку из глины и плетение. Династия Мин (1368–1644 гг.) была периодом расцвета «циньхуай». Так, в начале XX века третий император этой династии Чжу Ди (1360–1424 гг.) приказал повесить фонари различных форм у дворцовых ворот Умэнь, чтобы простой народ мог почувствовать атмосферу праздника. В настоящее время в Национальном музее Китая хранится произведение живописи «Оживленный вид южной столицы», в котором зафиксированы эти декорации.

Сегодня жанровое богатство «циньхуай» расширяется: кроме традиционных лотосовых фонарей (хэхуадэн), львиных фонарей (шицзыдэн), появляются изделия с современной тематикой – из-под руки мастеров выходят океанские пароходы, ракеты-носители, урбанистические композиции, горные и лесные пейзажи. Эти фонари уже стали живым воплощением истории и культуры бассейна реки Циньхуай. Сначала они имели лишь практическую функцию освещения, с развитием же общества эти изделия постепенно получали все более богатое художественное содержание с точки зрения изобразительного искусства, дизайна, эстетики и т. д., отражая стремление людей к прекрасному. Формование, переплетение, оклеивание, фиксация – все звенья процесса изготовления воплощают вдохновение и творческий замысел мастера, создавая настоящую и живую красоту.

«Для сохранения этого духовного сокровища не достаточно одной только преемственности», – считает Чэнь Байхуа, потомственный мастер изготовления фонарей «циньхуай». Уже

45 лет он занимается этой профессией. Говоря о международных обменах в этой сфере, мастер с сожалением констатирует, что молодые китайские эмигранты за рубежом очень мало знают о нематериальном наследии своей исторической Родины, и призывает уделять больше внимания совершенствованию механизмов передачи общей культурной памяти, пробудить «жизненную силу» духовных сокровищ. «Чтобы ремесло, мастерство вошли в современную жизнь, в нее прежде должны войти носители», – утверждает художник. На основе традиционных технологий своей семьи

Чэнь Байхуа в соответствии с запросами современного рынка создает оригинальные фонари «циньхуай», отражающие его личные замыслы и концепции. Мастер также активно участвует в диалоге с коллегами и непрерывно укрепляет общение, посещает их ежегодные семинары. По словам Чэня, это необходимо, чтобы еще лучше чувствовать тенденции развития отрасли, чтобы последняя поспевала вслед за развитием эпохи. 

на странице

на следующей странице

Культурное наследие в современном контексте

2023-07-13    

  • 非4.jpg

Культурное наследие в современном контексте

ЧЖОУ ЧЭНЬЛЯН




В Китае нематериальное культурное наследие стало мощным рыночным ресурсом, позволяющим обеспечить сохранность реликвий и экономическое процветание целых регионов. Многие районы Китая организуют в туристических зонах и тематических кварталах представления и шоу с традиционной культурной составляющей, демонстрирующие народные искусства и обычаи. Кроме того, через различные продукты и услуги этой направленности – уличные спектакли, культурные и креативные товары, иммерсивный сценический

опыт – они развертывают новый тип туристического бизнеса, отвечающий текущим эстетическим запросам потребителей, которые благодаря этой деятельности могут соприкоснуться с культурными артефактами и почувствовать их очарование буквально у ворот своего дома.

Новый облик старинной улицы

В середине и ближе к концу династии Цин (1636–1912 гг.) улица Эньнин в районе Ливань г. Гуанчжоу пров. Гуандун уже была одним из важных торговых центров Южного Китая. Сегодня это самая длинная из лучше всего сохранившихся в городе аркадных улиц так называемых «цилоу». Особое место на ней занимает Юнцинфан – первый тематический квартал в Гуанчжоу, показывающий нематериальное культурное наследие. Здесь расположено множество достопримечательностей, таких как Музей гуандунской оперы, бывший дом семьи Брюса Ли и др., а также старинные ремесленные мастерские, демонстрирующие такие древние профессии как костная скульптура, изготовление музыкального инструмента гуцинь, создание изделий из меди и

т. д. Прогуливаясь по Юнцинфану, можно в изобилии увидеть дома из серого кирпича, крыши из черной черепицы, дорожки с брусчаткой – все то, что формирует уникальный местный колорит.

В последние годы комплекс претерпел ряд ремонтных работ, сохранивших, впрочем, его первоначальный исторический облик. Также там появился ряд новых видов арт-бизнеса, благодаря которым показан новейший облик линнаньской культуры. Так, редкий турист не остановится в выставочном зале «Чжаоцзяши» («лев семьи Чжао») у входа в квартал Юнцинфан, чтобы купить там художественные изделия «синши» («пробудившийся лев») – объект нематериального культурного наследия государственного уровня. «За последние два года более 300 тыс. туристов посетили наш зал. Такого мы никак не ожидали», – комментирует Чжао Вэйбинь, потомственный мастер «синши».

Знакомство с нематериальным культурным наследием в гестхаусах

Уезд Сунъян г. Лишуй пров. Чжэцзян насчитывает более чем 1800 лет истории. Здесь зарегистрировано более 20 объектов нематериального культурного наследия государственной, провинциальной и городской категорий. В сентябре 2017 г. Пекинский педагогический университет провел в Суньяне семинар по вопросам испытательных площадок для носителей нематериального культурного наследия. Его участники изучили и систематизировали фольклорные ресурсы уезда. Мероприятие способствовало охране местного нематериального культурного наследия, а также его интеграции с современным туризмом.

В настоящее время администрация Сунъяна уже открыла в деревнях Пинтянь и Сикэн села Сыду и зоне Шисан поселка Дадунба площадки для знакомства с практикой передачи молодым поколениям нематериального наследия, органично объединив местную культуру, обычаи и гостевые дома. По словам организаторов, эти пункты должны соответствовать современным потребностям туристов, предоставлять им незабываемый опыт. В гестхаусе «Юньдуань мицзин» деревни Сикэн чиновники работали бок о бок с местными жителями, чтобы подготовить мастер-классы по «хуанцзя-даюань» (дворы семьи Хуан) – искусству резьбы по дереву, тоже являющемуся объектом нематериального культурного наследия пров. Чжэцзян. Лао Бай, один из партнеров-учредителей гостевого дома, в восторге от проекта: «Благодаря продвижению деятельности по обучению и ознакомлению с нематериальным культурным наследием наш гестхаус пользуется все большей популярностью. По выходным дням этот зал полон людей». Другой постоялый двор с культурным наполнением «Минкэли-шицан» в поселке Дадунба предлагает гостям познакомиться с чайными обрядами народности кэцзя «Лэйча», древними технологиями виноделия, а также поучаствовать в других подобных мероприятиях, чтобы гости могли лучше узнать и глубже понять сущность древних искусств этих мест.

Новая бизнес-модель «Знакомство с нематериальным культурным наследием + туризм» также позволила местным сельчанам улучшить финансовое положение. Так, Пинтянь, бывшая «бедная деревня уровня провинции», опираясь на богатое предложение на рынке жилья, провела реконструкцию аварийных и старых домов, привлекла команду экспертов, которая работала над повышением эффективности использования ветхого жилого фонда, и теперь продвигает сельский гостиничный бизнес с этнической спецификой. Администрация деревни также активно привлекает ресурсы разных сторон и энергично развивает культурно-креативную индустрию. Е Кэ из Сунъяна, который окончил факультет текстильной инженерии в Университете Шаосин (пров. Чжэцзян), изучает и популяризует другое древнее мастерство – узелковый батик, – нематериальное культурное наследие государственной категории. Молодой человек даже создал свой бренд «Юньсефан». Кстати, в производстве в качестве красителей он использует только органические материалы – растения, в частности чай, которые собирает в горах вокруг деревни. Сегодня мастерская «Юньсефан» расширяет свой бизнес, осваивая такие смежные сферы, как восковая окраска, народная вышивка, плетение из бамбука и трав, изготовление украшений для волос, лубочные новогодние картины няньхуа, традиционные аксессуары для одежды и т.д. Когда некоторые изделия нужно шить вручную, Е Кэ обращается за помощью к местным пожилым

умельцам – это не только способствует повышению уровня жизни пенсионеров, но и позволяет им почувствовать свою ценность.

Свет сквозь тысячелетия

Фонари «циньхуай», также известные как «нанкинские фонари», являются одним из самых представительных видов народного искусства Нанкина и также относятся к нематериальному культурному наследию государственного уровня. Их история берет свое начало в государстве У эпохи Троецарствия (229–280 гг.). Мастера, изготавливающие их, сочетают в своих изделиях достоинства различных видов традиционного китайского искусства, таких как чжичжа (создание объемных художественных композиций из бумаги типа папье-маше), живопись, каллиграфия, цзяньчжи (вырезание из бумаги), интегрируют в процесс многообразные технологические средства – плотничество, лакирование, живопись, художественную резьбу, лепку из глины и плетение. Династия Мин (1368–1644 гг.) была периодом расцвета «циньхуай». Так, в начале XX века третий император этой династии Чжу Ди (1360–1424 гг.) приказал повесить фонари различных форм у дворцовых ворот Умэнь, чтобы простой народ мог почувствовать атмосферу праздника. В настоящее время в Национальном музее Китая хранится произведение живописи «Оживленный вид южной столицы», в котором зафиксированы эти декорации.

Сегодня жанровое богатство «циньхуай» расширяется: кроме традиционных лотосовых фонарей (хэхуадэн), львиных фонарей (шицзыдэн), появляются изделия с современной тематикой – из-под руки мастеров выходят океанские пароходы, ракеты-носители, урбанистические композиции, горные и лесные пейзажи. Эти фонари уже стали живым воплощением истории и культуры бассейна реки Циньхуай. Сначала они имели лишь практическую функцию освещения, с развитием же общества эти изделия постепенно получали все более богатое художественное содержание с точки зрения изобразительного искусства, дизайна, эстетики и т. д., отражая стремление людей к прекрасному. Формование, переплетение, оклеивание, фиксация – все звенья процесса изготовления воплощают вдохновение и творческий замысел мастера, создавая настоящую и живую красоту.

«Для сохранения этого духовного сокровища не достаточно одной только преемственности», – считает Чэнь Байхуа, потомственный мастер изготовления фонарей «циньхуай». Уже

45 лет он занимается этой профессией. Говоря о международных обменах в этой сфере, мастер с сожалением констатирует, что молодые китайские эмигранты за рубежом очень мало знают о нематериальном наследии своей исторической Родины, и призывает уделять больше внимания совершенствованию механизмов передачи общей культурной памяти, пробудить «жизненную силу» духовных сокровищ. «Чтобы ремесло, мастерство вошли в современную жизнь, в нее прежде должны войти носители», – утверждает художник. На основе традиционных технологий своей семьи

Чэнь Байхуа в соответствии с запросами современного рынка создает оригинальные фонари «циньхуай», отражающие его личные замыслы и концепции. Мастер также активно участвует в диалоге с коллегами и непрерывно укрепляет общение, посещает их ежегодные семинары. По словам Чэня, это необходимо, чтобы еще лучше чувствовать тенденции развития отрасли, чтобы последняя поспевала вслед за развитием эпохи. 

999.png