999.png

heute:2025.4.1. Dienstag

Главная страница >> Общество >> текст

Культурное наследие в современном контексте

2023-07-13    

  • 非4.jpg

< >

Культурное наследие в современном контексте

ЧЖОУ ЧЭНЬЛЯН




В Китае нематериальное культурное наследие стало мощным рыночным ресурсом, позволяющим обеспечить сохранность реликвий и экономическое процветание целых регионов. Многие районы Китая организуют в туристических зонах и тематических кварталах представления и шоу с традиционной культурной составляющей, демонстрирующие народные искусства и обычаи. Кроме того, через различные продукты и услуги этой направленности – уличные спектакли, культурные и креативные товары, иммерсивный сценический

опыт – они развертывают новый тип туристического бизнеса, отвечающий текущим эстетическим запросам потребителей, которые благодаря этой деятельности могут соприкоснуться с культурными артефактами и почувствовать их очарование буквально у ворот своего дома.

Новый облик старинной улицы

В середине и ближе к концу династии Цин (1636–1912 гг.) улица Эньнин в районе Ливань г. Гуанчжоу пров. Гуандун уже была одним из важных торговых центров Южного Китая. Сегодня это самая длинная из лучше всего сохранившихся в городе аркадных улиц так называемых «цилоу». Особое место на ней занимает Юнцинфан – первый тематический квартал в Гуанчжоу, показывающий нематериальное культурное наследие. Здесь расположено множество достопримечательностей, таких как Музей гуандунской оперы, бывший дом семьи Брюса Ли и др., а также старинные ремесленные мастерские, демонстрирующие такие древние профессии как костная скульптура, изготовление музыкального инструмента гуцинь, создание изделий из меди и

т. д. Прогуливаясь по Юнцинфану, можно в изобилии увидеть дома из серого кирпича, крыши из черной черепицы, дорожки с брусчаткой – все то, что формирует уникальный местный колорит.

В последние годы комплекс претерпел ряд ремонтных работ, сохранивших, впрочем, его первоначальный исторический облик. Также там появился ряд новых видов арт-бизнеса, благодаря которым показан новейший облик линнаньской культуры. Так, редкий турист не остановится в выставочном зале «Чжаоцзяши» («лев семьи Чжао») у входа в квартал Юнцинфан, чтобы купить там художественные изделия «синши» («пробудившийся лев») – объект нематериального культурного наследия государственного уровня. «За последние два года более 300 тыс. туристов посетили наш зал. Такого мы никак не ожидали», – комментирует Чжао Вэйбинь, потомственный мастер «синши».

Знакомство с нематериальным культурным наследием в гестхаусах

Уезд Сунъян г. Лишуй пров. Чжэцзян насчитывает более чем 1800 лет истории. Здесь зарегистрировано более 20 объектов нематериального культурного наследия государственной, провинциальной и городской категорий. В сентябре 2017 г. Пекинский педагогический университет провел в Суньяне семинар по вопросам испытательных площадок для носителей нематериального культурного наследия. Его участники изучили и систематизировали фольклорные ресурсы уезда. Мероприятие способствовало охране местного нематериального культурного наследия, а также его интеграции с современным туризмом.

В настоящее время администрация Сунъяна уже открыла в деревнях Пинтянь и Сикэн села Сыду и зоне Шисан поселка Дадунба площадки для знакомства с практикой передачи молодым поколениям нематериального наследия, органично объединив местную культуру, обычаи и гостевые дома. По словам организаторов, эти пункты должны соответствовать современным потребностям туристов, предоставлять им незабываемый опыт. В гестхаусе «Юньдуань мицзин» деревни Сикэн чиновники работали бок о бок с местными жителями, чтобы подготовить мастер-классы по «хуанцзя-даюань» (дворы семьи Хуан) – искусству резьбы по дереву, тоже являющемуся объектом нематериального культурного наследия пров. Чжэцзян. Лао Бай, один из партнеров-учредителей гостевого дома, в восторге от проекта: «Благодаря продвижению деятельности по обучению и ознакомлению с нематериальным культурным наследием наш гестхаус пользуется все большей популярностью. По выходным дням этот зал полон людей». Другой постоялый двор с культурным наполнением «Минкэли-шицан» в поселке Дадунба предлагает гостям познакомиться с чайными обрядами народности кэцзя «Лэйча», древними технологиями виноделия, а также поучаствовать в других подобных мероприятиях, чтобы гости могли лучше узнать и глубже понять сущность древних искусств этих мест.

Новая бизнес-модель «Знакомство с нематериальным культурным наследием + туризм» также позволила местным сельчанам улучшить финансовое положение. Так, Пинтянь, бывшая «бедная деревня уровня провинции», опираясь на богатое предложение на рынке жилья, провела реконструкцию аварийных и старых домов, привлекла команду экспертов, которая работала над повышением эффективности использования ветхого жилого фонда, и теперь продвигает сельский гостиничный бизнес с этнической спецификой. Администрация деревни также активно привлекает ресурсы разных сторон и энергично развивает культурно-креативную индустрию. Е Кэ из Сунъяна, который окончил факультет текстильной инженерии в Университете Шаосин (пров. Чжэцзян), изучает и популяризует другое древнее мастерство – узелковый батик, – нематериальное культурное наследие государственной категории. Молодой человек даже создал свой бренд «Юньсефан». Кстати, в производстве в качестве красителей он использует только органические материалы – растения, в частности чай, которые собирает в горах вокруг деревни. Сегодня мастерская «Юньсефан» расширяет свой бизнес, осваивая такие смежные сферы, как восковая окраска, народная вышивка, плетение из бамбука и трав, изготовление украшений для волос, лубочные новогодние картины няньхуа, традиционные аксессуары для одежды и т.д. Когда некоторые изделия нужно шить вручную, Е Кэ обращается за помощью к местным пожилым

умельцам – это не только способствует повышению уровня жизни пенсионеров, но и позволяет им почувствовать свою ценность.

Свет сквозь тысячелетия

Фонари «циньхуай», также известные как «нанкинские фонари», являются одним из самых представительных видов народного искусства Нанкина и также относятся к нематериальному культурному наследию государственного уровня. Их история берет свое начало в государстве У эпохи Троецарствия (229–280 гг.). Мастера, изготавливающие их, сочетают в своих изделиях достоинства различных видов традиционного китайского искусства, таких как чжичжа (создание объемных художественных композиций из бумаги типа папье-маше), живопись, каллиграфия, цзяньчжи (вырезание из бумаги), интегрируют в процесс многообразные технологические средства – плотничество, лакирование, живопись, художественную резьбу, лепку из глины и плетение. Династия Мин (1368–1644 гг.) была периодом расцвета «циньхуай». Так, в начале XX века третий император этой династии Чжу Ди (1360–1424 гг.) приказал повесить фонари различных форм у дворцовых ворот Умэнь, чтобы простой народ мог почувствовать атмосферу праздника. В настоящее время в Национальном музее Китая хранится произведение живописи «Оживленный вид южной столицы», в котором зафиксированы эти декорации.

Сегодня жанровое богатство «циньхуай» расширяется: кроме традиционных лотосовых фонарей (хэхуадэн), львиных фонарей (шицзыдэн), появляются изделия с современной тематикой – из-под руки мастеров выходят океанские пароходы, ракеты-носители, урбанистические композиции, горные и лесные пейзажи. Эти фонари уже стали живым воплощением истории и культуры бассейна реки Циньхуай. Сначала они имели лишь практическую функцию освещения, с развитием же общества эти изделия постепенно получали все более богатое художественное содержание с точки зрения изобразительного искусства, дизайна, эстетики и т. д., отражая стремление людей к прекрасному. Формование, переплетение, оклеивание, фиксация – все звенья процесса изготовления воплощают вдохновение и творческий замысел мастера, создавая настоящую и живую красоту.

«Для сохранения этого духовного сокровища не достаточно одной только преемственности», – считает Чэнь Байхуа, потомственный мастер изготовления фонарей «циньхуай». Уже

45 лет он занимается этой профессией. Говоря о международных обменах в этой сфере, мастер с сожалением констатирует, что молодые китайские эмигранты за рубежом очень мало знают о нематериальном наследии своей исторической Родины, и призывает уделять больше внимания совершенствованию механизмов передачи общей культурной памяти, пробудить «жизненную силу» духовных сокровищ. «Чтобы ремесло, мастерство вошли в современную жизнь, в нее прежде должны войти носители», – утверждает художник. На основе традиционных технологий своей семьи

Чэнь Байхуа в соответствии с запросами современного рынка создает оригинальные фонари «циньхуай», отражающие его личные замыслы и концепции. Мастер также активно участвует в диалоге с коллегами и непрерывно укрепляет общение, посещает их ежегодные семинары. По словам Чэня, это необходимо, чтобы еще лучше чувствовать тенденции развития отрасли, чтобы последняя поспевала вслед за развитием эпохи. 

на странице

  • 1

на следующей странице

Культурное наследие в современном контексте

2023-07-13    

  • 非4.jpg

Культурное наследие в современном контексте

ЧЖОУ ЧЭНЬЛЯН




В Китае нематериальное культурное наследие стало мощным рыночным ресурсом, позволяющим обеспечить сохранность реликвий и экономическое процветание целых регионов. Многие районы Китая организуют в туристических зонах и тематических кварталах представления и шоу с традиционной культурной составляющей, демонстрирующие народные искусства и обычаи. Кроме того, через различные продукты и услуги этой направленности – уличные спектакли, культурные и креативные товары, иммерсивный сценический

опыт – они развертывают новый тип туристического бизнеса, отвечающий текущим эстетическим запросам потребителей, которые благодаря этой деятельности могут соприкоснуться с культурными артефактами и почувствовать их очарование буквально у ворот своего дома.

Новый облик старинной улицы

В середине и ближе к концу династии Цин (1636–1912 гг.) улица Эньнин в районе Ливань г. Гуанчжоу пров. Гуандун уже была одним из важных торговых центров Южного Китая. Сегодня это самая длинная из лучше всего сохранившихся в городе аркадных улиц так называемых «цилоу». Особое место на ней занимает Юнцинфан – первый тематический квартал в Гуанчжоу, показывающий нематериальное культурное наследие. Здесь расположено множество достопримечательностей, таких как Музей гуандунской оперы, бывший дом семьи Брюса Ли и др., а также старинные ремесленные мастерские, демонстрирующие такие древние профессии как костная скульптура, изготовление музыкального инструмента гуцинь, создание изделий из меди и

т. д. Прогуливаясь по Юнцинфану, можно в изобилии увидеть дома из серого кирпича, крыши из черной черепицы, дорожки с брусчаткой – все то, что формирует уникальный местный колорит.

В последние годы комплекс претерпел ряд ремонтных работ, сохранивших, впрочем, его первоначальный исторический облик. Также там появился ряд новых видов арт-бизнеса, благодаря которым показан новейший облик линнаньской культуры. Так, редкий турист не остановится в выставочном зале «Чжаоцзяши» («лев семьи Чжао») у входа в квартал Юнцинфан, чтобы купить там художественные изделия «синши» («пробудившийся лев») – объект нематериального культурного наследия государственного уровня. «За последние два года более 300 тыс. туристов посетили наш зал. Такого мы никак не ожидали», – комментирует Чжао Вэйбинь, потомственный мастер «синши».

Знакомство с нематериальным культурным наследием в гестхаусах

Уезд Сунъян г. Лишуй пров. Чжэцзян насчитывает более чем 1800 лет истории. Здесь зарегистрировано более 20 объектов нематериального культурного наследия государственной, провинциальной и городской категорий. В сентябре 2017 г. Пекинский педагогический университет провел в Суньяне семинар по вопросам испытательных площадок для носителей нематериального культурного наследия. Его участники изучили и систематизировали фольклорные ресурсы уезда. Мероприятие способствовало охране местного нематериального культурного наследия, а также его интеграции с современным туризмом.

В настоящее время администрация Сунъяна уже открыла в деревнях Пинтянь и Сикэн села Сыду и зоне Шисан поселка Дадунба площадки для знакомства с практикой передачи молодым поколениям нематериального наследия, органично объединив местную культуру, обычаи и гостевые дома. По словам организаторов, эти пункты должны соответствовать современным потребностям туристов, предоставлять им незабываемый опыт. В гестхаусе «Юньдуань мицзин» деревни Сикэн чиновники работали бок о бок с местными жителями, чтобы подготовить мастер-классы по «хуанцзя-даюань» (дворы семьи Хуан) – искусству резьбы по дереву, тоже являющемуся объектом нематериального культурного наследия пров. Чжэцзян. Лао Бай, один из партнеров-учредителей гостевого дома, в восторге от проекта: «Благодаря продвижению деятельности по обучению и ознакомлению с нематериальным культурным наследием наш гестхаус пользуется все большей популярностью. По выходным дням этот зал полон людей». Другой постоялый двор с культурным наполнением «Минкэли-шицан» в поселке Дадунба предлагает гостям познакомиться с чайными обрядами народности кэцзя «Лэйча», древними технологиями виноделия, а также поучаствовать в других подобных мероприятиях, чтобы гости могли лучше узнать и глубже понять сущность древних искусств этих мест.

Новая бизнес-модель «Знакомство с нематериальным культурным наследием + туризм» также позволила местным сельчанам улучшить финансовое положение. Так, Пинтянь, бывшая «бедная деревня уровня провинции», опираясь на богатое предложение на рынке жилья, провела реконструкцию аварийных и старых домов, привлекла команду экспертов, которая работала над повышением эффективности использования ветхого жилого фонда, и теперь продвигает сельский гостиничный бизнес с этнической спецификой. Администрация деревни также активно привлекает ресурсы разных сторон и энергично развивает культурно-креативную индустрию. Е Кэ из Сунъяна, который окончил факультет текстильной инженерии в Университете Шаосин (пров. Чжэцзян), изучает и популяризует другое древнее мастерство – узелковый батик, – нематериальное культурное наследие государственной категории. Молодой человек даже создал свой бренд «Юньсефан». Кстати, в производстве в качестве красителей он использует только органические материалы – растения, в частности чай, которые собирает в горах вокруг деревни. Сегодня мастерская «Юньсефан» расширяет свой бизнес, осваивая такие смежные сферы, как восковая окраска, народная вышивка, плетение из бамбука и трав, изготовление украшений для волос, лубочные новогодние картины няньхуа, традиционные аксессуары для одежды и т.д. Когда некоторые изделия нужно шить вручную, Е Кэ обращается за помощью к местным пожилым

умельцам – это не только способствует повышению уровня жизни пенсионеров, но и позволяет им почувствовать свою ценность.

Свет сквозь тысячелетия

Фонари «циньхуай», также известные как «нанкинские фонари», являются одним из самых представительных видов народного искусства Нанкина и также относятся к нематериальному культурному наследию государственного уровня. Их история берет свое начало в государстве У эпохи Троецарствия (229–280 гг.). Мастера, изготавливающие их, сочетают в своих изделиях достоинства различных видов традиционного китайского искусства, таких как чжичжа (создание объемных художественных композиций из бумаги типа папье-маше), живопись, каллиграфия, цзяньчжи (вырезание из бумаги), интегрируют в процесс многообразные технологические средства – плотничество, лакирование, живопись, художественную резьбу, лепку из глины и плетение. Династия Мин (1368–1644 гг.) была периодом расцвета «циньхуай». Так, в начале XX века третий император этой династии Чжу Ди (1360–1424 гг.) приказал повесить фонари различных форм у дворцовых ворот Умэнь, чтобы простой народ мог почувствовать атмосферу праздника. В настоящее время в Национальном музее Китая хранится произведение живописи «Оживленный вид южной столицы», в котором зафиксированы эти декорации.

Сегодня жанровое богатство «циньхуай» расширяется: кроме традиционных лотосовых фонарей (хэхуадэн), львиных фонарей (шицзыдэн), появляются изделия с современной тематикой – из-под руки мастеров выходят океанские пароходы, ракеты-носители, урбанистические композиции, горные и лесные пейзажи. Эти фонари уже стали живым воплощением истории и культуры бассейна реки Циньхуай. Сначала они имели лишь практическую функцию освещения, с развитием же общества эти изделия постепенно получали все более богатое художественное содержание с точки зрения изобразительного искусства, дизайна, эстетики и т. д., отражая стремление людей к прекрасному. Формование, переплетение, оклеивание, фиксация – все звенья процесса изготовления воплощают вдохновение и творческий замысел мастера, создавая настоящую и живую красоту.

«Для сохранения этого духовного сокровища не достаточно одной только преемственности», – считает Чэнь Байхуа, потомственный мастер изготовления фонарей «циньхуай». Уже

45 лет он занимается этой профессией. Говоря о международных обменах в этой сфере, мастер с сожалением констатирует, что молодые китайские эмигранты за рубежом очень мало знают о нематериальном наследии своей исторической Родины, и призывает уделять больше внимания совершенствованию механизмов передачи общей культурной памяти, пробудить «жизненную силу» духовных сокровищ. «Чтобы ремесло, мастерство вошли в современную жизнь, в нее прежде должны войти носители», – утверждает художник. На основе традиционных технологий своей семьи

Чэнь Байхуа в соответствии с запросами современного рынка создает оригинальные фонари «циньхуай», отражающие его личные замыслы и концепции. Мастер также активно участвует в диалоге с коллегами и непрерывно укрепляет общение, посещает их ежегодные семинары. По словам Чэня, это необходимо, чтобы еще лучше чувствовать тенденции развития отрасли, чтобы последняя поспевала вслед за развитием эпохи. 

999.png