999.png

Главная страница >> Общество >> текст

Археология входит в жизнь обычных китайцев

2023-06-09    

  • 俄文中国05期 整本对页.jpg

< >

Археология входит в жизнь обычных китайцев

ХУ ЧЖЭНЬТАО

На юго-западе Китая в г. Чунцин недалеко от городского института исследования памятников культуры и археологии открыли необычную кофейню. Ее интерьер впечатляет: глинобитные стены увешаны заступами, щетками, рабочими перчатками, касками, измерительными приборами и знаками «Внимание, ведутся раскопки». Кажется, что ты попал на место археологических изысканий. Под стулья и витрины для чайной посуды приспособлены ящики для перевозки инвентаря и артефактов, а барная стойка раскрашена под стратиграфический разрез: 11 цветов символизируют 11 разных эпох.

Это первое кафе с археологической тематикой в Китае, и своим появлением оно обязано коллаборации частного бизнеса с местным Институтом исследования памятников культуры и археологии. Аромат кофе прекрасно дополняют необычные землистые стены. Владелец заведения – археолог-любитель Юй Вэньхуэй. Он очень любит кофе и говорит, что этот напиток делает археологию ближе к народу.

Появление археологической кофейни – лишь отражение проснувшегося интереса китайцев к этой дисциплине. Вот уже несколько лет, как некогда далекая от повседневной жизни наука «демократизируется», приобретает понятные формы и входит в жизнь многих китайцев.

Демократизация археологии

«Кажется, будто побывал на раскопках! Древние узоры, предметы с налетом старины – они рассказывают историю и вместе с тем сеют зерно интереса к делам давно минувших лет. Все прошло так, будто ты проплыл по длинной реке истории и своими глазами увидел жизнь предков», – так с чувством делится своими впечатлениями девушка Лю из г. Циндао о программе Центрального телевидения «Конкурс китайской археологии». Первый сезон передачи состоял из 13 выпусков и вышел в ноябре 2021 г. В ней публичные люди выполняли археологические задания: с помощью моделей и документальных материалов проводили зрителей в студии и у экранов сквозь врата времени и пространства и показывали 13 мест археологических раскопок, с помощью голограмм знакомили их с важными находками и рассказывали о том, как проходили раскопки. Первый сезон программы набрал более 9,7 млрд просмотров и вызвал волну увлечения артефактами древности в социальных сетях.

Но и до этого были случаи, когда обычные китайцы интересовались археологией. Ближе к народу наука стала с появлением новых форм коммуникации. В марте 2021 г. Центральное телевидение Китая в прямом эфире транслировало раскопки Саньсиндуй: цивилизации царства Шу на юго-западе Китая – крупнейшей, богатейшей и существовавшей дольше, чем другие известные культуры. Благодаря современным технологиям сотни миллионов зрителей увидели, как в раскопе выглядят находки ученых. При этом можно было рассмотреть все уголки рабочего пространства, благодаря сверхвысокому разрешению в 32К найти мельчайшие золотые бусины размером 0,6 мм и оценить изысканный узор на пластинке из слоновой кости размером всего в несколько миллиметров. 

Публичная археология

Люди больше узнают об археологии, и все заметней становится «публичная археология» – направление, изучающее отношения между наукой и широкой общественностью. Термин «публичная археология» впервые упоминается в 1972 г. в книге американского археолога Чарльза Мак-Гимси, но еще в 1950 г. китайское археологическое сообщество в лице Су Бинци предложило идею популяризации археологии и заявило, что археология – дело народа. В профессиональной среде считают, что от этого заявления можно вести отсчет существования китайской публичной археологии.

Старшее поколение китайских археологов действительно рано осознало важность популяризации археологии, но серьезно относиться к идее публичной археологии профессиональное сообщество все же стало, когда ученые обнаружили гробницу легендарного полководца Цао Цао.

В конце 2009 г. археологи обнаружили в центральном китайском городе Аньян пров. Хэнань необычную гробницу. Хэнаньское управление по делам памятников культуры пришло к выводу, что в ней захоронен Цао Цао (155–220 гг.), влиятельный чиновник поздних времен династии Восточная Хань (184–220 гг.), ученые рассказали о находке широкой общественности. В Китае о Цао Цао знает каждый, поэтому общество живо отреагировало на заявление ученых, но результатом стал не интерес к фигуре легендарного полководца, а сомнения в том, что гробница принадлежит ему. Чтобы убедить скептиков, провинциальные ведомства по охране памятников культуры собрали экспертную группу и вновь авторитетно объявили, что в раскопанной гробнице действительно похоронен Цао Цао.

Этот случай показал профессиональному сообществу, насколько важно показывать роль археологии и популяризовать науку. Впоследствии в 2014 г. при Китайском археологическом обществе создали Комитет по профессиональному руководству к публичной археологии. В задачи новой структуры входило распространение о научно-популярных мероприятиях по археологии и ведения точно выверенной и систематичной коммуникации с обществом, чтобы о достижениях отечественных археологов знали, уровень образования общества повышался, и укоренялись идеи защиты культурного достояния.

«Видимая» археология

В китайских регионах ведомства по защите культурных реликвий уже не первый год проводят креативные мероприятия по популяризации археологических знаний. Благодаря этому китайцы не только больше узнают об археологии как науке, но и углубляют свои знания истории. Прекрасным примером тому служит набор добровольцев на раскопки.

В октябре 2022 г. Пекинское управление по делам памятников культуры провело в руинах Люлихэ на юге китайской столицы необычное иммерсивное мероприятие, посвященное первым столетиям существования города. Участвовать пригласили 20 добровольцев из самых обычных китайских семей. У счастливчиков появилась возможность помогать во время археологических раскопов на месте столицы царства Янь времен династии Западная Чжоу (1046–771 гг. до н. э.): проводить изыскания и участвовать в раскопках. Во время полевых изысканий волонтеры ощутили на себе тяготы работы археологом, но вместе с тем прониклись глубиной и многогранностью китайской культуры. Самому юному волонтеру Цинь Мину на тот момент было всего шесть лет, и все происходившее оставило у него глубокие впечатления. Мальчик не только своими глазами увидел, как проводятся раскопки столицы царства Янь, но и даже решил связать свое будущее с этой профессией.

Между тем прикоснуться к миру археологии можно не только в раскопе. Многие организации набирают добровольцев для помощи в реставрации культурных реликвий и систематизации материалов. Благодаря подобным возможностям многие китайцы не только познакомились с работой археологов, но и отчетливей поняли важность сохранения памятников культуры. Вот как об этом говорит Ван Вэй, директор Департамента исторической науки Китайской академии общественных наук и председатель правления Китайского археологического общества: «Все больше людей помогают археологам в качестве добровольцев, а также смотрят тематические телепрограммы и документальные фильмы, и это подпитывает интерес к защите культурного наследия, изучению истории и цивилизации, а также в целом повышает образовательный уровень общества». 

на странице

на следующей странице

Археология входит в жизнь обычных китайцев

2023-06-09    

  • 俄文中国05期 整本对页.jpg

Археология входит в жизнь обычных китайцев

ХУ ЧЖЭНЬТАО

На юго-западе Китая в г. Чунцин недалеко от городского института исследования памятников культуры и археологии открыли необычную кофейню. Ее интерьер впечатляет: глинобитные стены увешаны заступами, щетками, рабочими перчатками, касками, измерительными приборами и знаками «Внимание, ведутся раскопки». Кажется, что ты попал на место археологических изысканий. Под стулья и витрины для чайной посуды приспособлены ящики для перевозки инвентаря и артефактов, а барная стойка раскрашена под стратиграфический разрез: 11 цветов символизируют 11 разных эпох.

Это первое кафе с археологической тематикой в Китае, и своим появлением оно обязано коллаборации частного бизнеса с местным Институтом исследования памятников культуры и археологии. Аромат кофе прекрасно дополняют необычные землистые стены. Владелец заведения – археолог-любитель Юй Вэньхуэй. Он очень любит кофе и говорит, что этот напиток делает археологию ближе к народу.

Появление археологической кофейни – лишь отражение проснувшегося интереса китайцев к этой дисциплине. Вот уже несколько лет, как некогда далекая от повседневной жизни наука «демократизируется», приобретает понятные формы и входит в жизнь многих китайцев.

Демократизация археологии

«Кажется, будто побывал на раскопках! Древние узоры, предметы с налетом старины – они рассказывают историю и вместе с тем сеют зерно интереса к делам давно минувших лет. Все прошло так, будто ты проплыл по длинной реке истории и своими глазами увидел жизнь предков», – так с чувством делится своими впечатлениями девушка Лю из г. Циндао о программе Центрального телевидения «Конкурс китайской археологии». Первый сезон передачи состоял из 13 выпусков и вышел в ноябре 2021 г. В ней публичные люди выполняли археологические задания: с помощью моделей и документальных материалов проводили зрителей в студии и у экранов сквозь врата времени и пространства и показывали 13 мест археологических раскопок, с помощью голограмм знакомили их с важными находками и рассказывали о том, как проходили раскопки. Первый сезон программы набрал более 9,7 млрд просмотров и вызвал волну увлечения артефактами древности в социальных сетях.

Но и до этого были случаи, когда обычные китайцы интересовались археологией. Ближе к народу наука стала с появлением новых форм коммуникации. В марте 2021 г. Центральное телевидение Китая в прямом эфире транслировало раскопки Саньсиндуй: цивилизации царства Шу на юго-западе Китая – крупнейшей, богатейшей и существовавшей дольше, чем другие известные культуры. Благодаря современным технологиям сотни миллионов зрителей увидели, как в раскопе выглядят находки ученых. При этом можно было рассмотреть все уголки рабочего пространства, благодаря сверхвысокому разрешению в 32К найти мельчайшие золотые бусины размером 0,6 мм и оценить изысканный узор на пластинке из слоновой кости размером всего в несколько миллиметров. 

Публичная археология

Люди больше узнают об археологии, и все заметней становится «публичная археология» – направление, изучающее отношения между наукой и широкой общественностью. Термин «публичная археология» впервые упоминается в 1972 г. в книге американского археолога Чарльза Мак-Гимси, но еще в 1950 г. китайское археологическое сообщество в лице Су Бинци предложило идею популяризации археологии и заявило, что археология – дело народа. В профессиональной среде считают, что от этого заявления можно вести отсчет существования китайской публичной археологии.

Старшее поколение китайских археологов действительно рано осознало важность популяризации археологии, но серьезно относиться к идее публичной археологии профессиональное сообщество все же стало, когда ученые обнаружили гробницу легендарного полководца Цао Цао.

В конце 2009 г. археологи обнаружили в центральном китайском городе Аньян пров. Хэнань необычную гробницу. Хэнаньское управление по делам памятников культуры пришло к выводу, что в ней захоронен Цао Цао (155–220 гг.), влиятельный чиновник поздних времен династии Восточная Хань (184–220 гг.), ученые рассказали о находке широкой общественности. В Китае о Цао Цао знает каждый, поэтому общество живо отреагировало на заявление ученых, но результатом стал не интерес к фигуре легендарного полководца, а сомнения в том, что гробница принадлежит ему. Чтобы убедить скептиков, провинциальные ведомства по охране памятников культуры собрали экспертную группу и вновь авторитетно объявили, что в раскопанной гробнице действительно похоронен Цао Цао.

Этот случай показал профессиональному сообществу, насколько важно показывать роль археологии и популяризовать науку. Впоследствии в 2014 г. при Китайском археологическом обществе создали Комитет по профессиональному руководству к публичной археологии. В задачи новой структуры входило распространение о научно-популярных мероприятиях по археологии и ведения точно выверенной и систематичной коммуникации с обществом, чтобы о достижениях отечественных археологов знали, уровень образования общества повышался, и укоренялись идеи защиты культурного достояния.

«Видимая» археология

В китайских регионах ведомства по защите культурных реликвий уже не первый год проводят креативные мероприятия по популяризации археологических знаний. Благодаря этому китайцы не только больше узнают об археологии как науке, но и углубляют свои знания истории. Прекрасным примером тому служит набор добровольцев на раскопки.

В октябре 2022 г. Пекинское управление по делам памятников культуры провело в руинах Люлихэ на юге китайской столицы необычное иммерсивное мероприятие, посвященное первым столетиям существования города. Участвовать пригласили 20 добровольцев из самых обычных китайских семей. У счастливчиков появилась возможность помогать во время археологических раскопов на месте столицы царства Янь времен династии Западная Чжоу (1046–771 гг. до н. э.): проводить изыскания и участвовать в раскопках. Во время полевых изысканий волонтеры ощутили на себе тяготы работы археологом, но вместе с тем прониклись глубиной и многогранностью китайской культуры. Самому юному волонтеру Цинь Мину на тот момент было всего шесть лет, и все происходившее оставило у него глубокие впечатления. Мальчик не только своими глазами увидел, как проводятся раскопки столицы царства Янь, но и даже решил связать свое будущее с этой профессией.

Между тем прикоснуться к миру археологии можно не только в раскопе. Многие организации набирают добровольцев для помощи в реставрации культурных реликвий и систематизации материалов. Благодаря подобным возможностям многие китайцы не только познакомились с работой археологов, но и отчетливей поняли важность сохранения памятников культуры. Вот как об этом говорит Ван Вэй, директор Департамента исторической науки Китайской академии общественных наук и председатель правления Китайского археологического общества: «Все больше людей помогают археологам в качестве добровольцев, а также смотрят тематические телепрограммы и документальные фильмы, и это подпитывает интерес к защите культурного наследия, изучению истории и цивилизации, а также в целом повышает образовательный уровень общества». 

999.png