Главная страница >> Общество >> текст
2023-06-09
Когда наука встречается с кино
ЦУЙ ЮАНЬХАО, заместитель начальника Комитета по популяризации научных знаний Китайской компьютерной федерации, член группы научных консультантов фильма «Блуждающая Земля 2»
Пять лет тому назад я и подумать не мог, что однажды увижу свое имя в титрах фильма, а совершенно незнакомые люди будут с жаром благодарить меня за работу. Все последние 30 лет моей жизни были без остатка заняты научными исследованиями. Наука и искусство находились для меня на разных чашах весов жизни и никогда не смешивались в сознании. Это было моим жизненным кредо, пока я не столкнулся с просьбой о работе в качестве научного консультанта в составе съемочной группы фильма «Блуждающая Земля 2».
Воображаемое будущее
В один из дней 2020 г. после обеда у меня зазвонил телефон: звонивший представился работником одной из съемочных групп и предложил поучаствовать в популяризации научных знаний. Поскольку мне всегда нравилось в свободное время писать научно-популярные статьи, то я с удовольствием согласился, даже не подозревая, что этот момент стал началом «создания мечты», которая захватит меня на целых два года.
Оглядываясь на историю зарубежного кинематографа, можно отметить, что не в новинку приглашать научных консультантов на съемки в тот же Голливуд, однако в истории развития кино материкового Китая это был первый случай формирования масштабной группы научных консультантов для съемки фильма. Именно из-за отсутствия опыта у нас сначала было много неудач, но, к счастью, в конечном итоге наша работа завершилась успехом.
Свыше двух лет мы выдвигали ключевые концепции о возможных путях развития искусственного интеллекта и цифровых форм жизни, выдумывали их представление и реализовывали все в картине. Теперь, оглядываясь на проделанный путь, я понимаю, что по сравнению с жесткими рамками нашей научно-исследовательской деятельности съемочная группа давала нам широчайший простор и абсолютную свободу для полета фантазии, а наше научное воображение в большей степени превратилось в размышления о перспективах развития окружающего мира.
Обычно мы считаем, что кино – это искусство, относящееся к сфере гуманитарных знаний, а естественные науки – это сухое строгое следование эмпирическим фактам. Однако только используя естественные науки как нити основы, а гуманитарные науки – как нить утка, мы можем создавать вполне реалистичное и увлекательное полотно грядущего мира.
Миссия научных консультантов
Самое главное для любого художественного фильма – это эмоциональный резонанс. Однако в качестве базы для эмоциональной основы в научно-фантастических фильмах также следует создавать и вполне достоверную и логичную картину будущего мира, что требует максимального расширения кругозора. Еще до начала работы над фильмом «Блуждающая Земля 2» съемочная группа провела мощный мозговой штурм и на основе его результатов решила снимать ленту в стиле «документального фильма о будущем», в котором должна присутствовать научная, постановочная и визуальная достоверность. Вследствие этого моей задачей стало устранение возможных «ляпов» в фильме путем разъяснения для съемочной группы как можно большего количества научных фактов, контроля за следованием научной логике и разбавлением основы сюжета некоторыми фантастическими на сегодня элементами, реализация которых вполне возможна в будущем.
Еще в самом начале, после бесчисленных часов обсуждений, проведенных за одним столом со съемочной группой, нам пришлось осознать, что законы киноискусства, работающие при съемках художественных фильмов, не позволяют нам механически скопировать опыт, который был накоплен ранее при создании научно-образовательных лент. Для получения хороших кассовых сборов съемочная группа непременно соблюдает баланс «научности» и «художественности» картины, при этом идя и на некоторые компромиссы. К примеру, в фильме часто создают иллюзию течения времени с помощью монтажа, но и здесь есть предел, который не следует переступать. А еще в течение всего трехчасового просмотра нельзя допустить, чтоб у зрителя внезапно пропала зачарованность тем невероятным миром, который он видит, ведь достаточно любого киноляпа – неудачной реплики, эпизода или неподходящего реквизита, чтобы обрушить эту тонкую магическую атмосферу. Более того, следует
особо серьезно относиться к научному контенту ленты, который, скорее всего, привлечет пристальное внимание придирчивого зрителя, да и сама логика повествования и причинно-следственные связи цепи событий, проходящие через весь сюжет фильма, должны быть тщательнейшим образом аргументированы.
Одна из важнейших ролей научных консультантов заключается в выдвижении основанных на строгих академических фактах предложений, которые повышали бы реалистичность и научность фантастического сюжета. Не секрет, что зачастую работники кино, деятели литературы и искусства в силу особой области своих интересов слабо разбираются в передовых достижениях науки и техники, и эта проблема в определенном смысле ограничивает их воображение. Вот тут-то на помощь и приходит опыт научного консультанта. К примеру, прототипом интеллектуального квантового компьютера «серии 550», фигурирующего в фильме «Блуждающая Земля», стал один из современных аналогов, а отправной точкой при создании антуража «цифровой жизни» стала уже имеющаяся реализация метавселенной и наши нынешние реализации интерфейса мозг-компьютер. Международный экспериментальный термоядерный реактор (ИТЭР, который в Китае называют «искусственным солнцем») стал прототипом двигательной установки, да и большинство других деталей фильма опирается на передовые научные достижения реального мира. Поэтому с точки зрения съемочной группы невозможно переоценить роль научных консультантов в создании достоверного повествования и реализации деталей в научно-фантастических фильмах.
В первые недели создания картины работа научных консультантов главным образом заключается в продумывании общего сюжета и формировании «мировоззрения фильма», но постепенно она меняется, превращаясь на поздних стадиях в отладку конкретных технических деталей – подробных «карт цифровой жизни», другого подобного ключевого реквизита и даже рекомендаций относительно такой, казалось бы, мелочи, как листинг программного кода на мониторе у ученого в будущем, формулы, которые он пишет на доске, расположение декораций в его комнате и игра актеров.
Если согласиться с мнением, что наука величественна, потому что она раскрывает нам законы мироздания, а искусство роскошно, потому что оно выражает чувства, то можно констатировать, что чувства, выраженные на основе законов природы, превращаются в то, про что мы говорим «реальность».
на странице
на следующей странице
2023-06-09
Когда наука встречается с кино
ЦУЙ ЮАНЬХАО, заместитель начальника Комитета по популяризации научных знаний Китайской компьютерной федерации, член группы научных консультантов фильма «Блуждающая Земля 2»
Пять лет тому назад я и подумать не мог, что однажды увижу свое имя в титрах фильма, а совершенно незнакомые люди будут с жаром благодарить меня за работу. Все последние 30 лет моей жизни были без остатка заняты научными исследованиями. Наука и искусство находились для меня на разных чашах весов жизни и никогда не смешивались в сознании. Это было моим жизненным кредо, пока я не столкнулся с просьбой о работе в качестве научного консультанта в составе съемочной группы фильма «Блуждающая Земля 2».
Воображаемое будущее
В один из дней 2020 г. после обеда у меня зазвонил телефон: звонивший представился работником одной из съемочных групп и предложил поучаствовать в популяризации научных знаний. Поскольку мне всегда нравилось в свободное время писать научно-популярные статьи, то я с удовольствием согласился, даже не подозревая, что этот момент стал началом «создания мечты», которая захватит меня на целых два года.
Оглядываясь на историю зарубежного кинематографа, можно отметить, что не в новинку приглашать научных консультантов на съемки в тот же Голливуд, однако в истории развития кино материкового Китая это был первый случай формирования масштабной группы научных консультантов для съемки фильма. Именно из-за отсутствия опыта у нас сначала было много неудач, но, к счастью, в конечном итоге наша работа завершилась успехом.
Свыше двух лет мы выдвигали ключевые концепции о возможных путях развития искусственного интеллекта и цифровых форм жизни, выдумывали их представление и реализовывали все в картине. Теперь, оглядываясь на проделанный путь, я понимаю, что по сравнению с жесткими рамками нашей научно-исследовательской деятельности съемочная группа давала нам широчайший простор и абсолютную свободу для полета фантазии, а наше научное воображение в большей степени превратилось в размышления о перспективах развития окружающего мира.
Обычно мы считаем, что кино – это искусство, относящееся к сфере гуманитарных знаний, а естественные науки – это сухое строгое следование эмпирическим фактам. Однако только используя естественные науки как нити основы, а гуманитарные науки – как нить утка, мы можем создавать вполне реалистичное и увлекательное полотно грядущего мира.
Миссия научных консультантов
Самое главное для любого художественного фильма – это эмоциональный резонанс. Однако в качестве базы для эмоциональной основы в научно-фантастических фильмах также следует создавать и вполне достоверную и логичную картину будущего мира, что требует максимального расширения кругозора. Еще до начала работы над фильмом «Блуждающая Земля 2» съемочная группа провела мощный мозговой штурм и на основе его результатов решила снимать ленту в стиле «документального фильма о будущем», в котором должна присутствовать научная, постановочная и визуальная достоверность. Вследствие этого моей задачей стало устранение возможных «ляпов» в фильме путем разъяснения для съемочной группы как можно большего количества научных фактов, контроля за следованием научной логике и разбавлением основы сюжета некоторыми фантастическими на сегодня элементами, реализация которых вполне возможна в будущем.
Еще в самом начале, после бесчисленных часов обсуждений, проведенных за одним столом со съемочной группой, нам пришлось осознать, что законы киноискусства, работающие при съемках художественных фильмов, не позволяют нам механически скопировать опыт, который был накоплен ранее при создании научно-образовательных лент. Для получения хороших кассовых сборов съемочная группа непременно соблюдает баланс «научности» и «художественности» картины, при этом идя и на некоторые компромиссы. К примеру, в фильме часто создают иллюзию течения времени с помощью монтажа, но и здесь есть предел, который не следует переступать. А еще в течение всего трехчасового просмотра нельзя допустить, чтоб у зрителя внезапно пропала зачарованность тем невероятным миром, который он видит, ведь достаточно любого киноляпа – неудачной реплики, эпизода или неподходящего реквизита, чтобы обрушить эту тонкую магическую атмосферу. Более того, следует
особо серьезно относиться к научному контенту ленты, который, скорее всего, привлечет пристальное внимание придирчивого зрителя, да и сама логика повествования и причинно-следственные связи цепи событий, проходящие через весь сюжет фильма, должны быть тщательнейшим образом аргументированы.
Одна из важнейших ролей научных консультантов заключается в выдвижении основанных на строгих академических фактах предложений, которые повышали бы реалистичность и научность фантастического сюжета. Не секрет, что зачастую работники кино, деятели литературы и искусства в силу особой области своих интересов слабо разбираются в передовых достижениях науки и техники, и эта проблема в определенном смысле ограничивает их воображение. Вот тут-то на помощь и приходит опыт научного консультанта. К примеру, прототипом интеллектуального квантового компьютера «серии 550», фигурирующего в фильме «Блуждающая Земля», стал один из современных аналогов, а отправной точкой при создании антуража «цифровой жизни» стала уже имеющаяся реализация метавселенной и наши нынешние реализации интерфейса мозг-компьютер. Международный экспериментальный термоядерный реактор (ИТЭР, который в Китае называют «искусственным солнцем») стал прототипом двигательной установки, да и большинство других деталей фильма опирается на передовые научные достижения реального мира. Поэтому с точки зрения съемочной группы невозможно переоценить роль научных консультантов в создании достоверного повествования и реализации деталей в научно-фантастических фильмах.
В первые недели создания картины работа научных консультантов главным образом заключается в продумывании общего сюжета и формировании «мировоззрения фильма», но постепенно она меняется, превращаясь на поздних стадиях в отладку конкретных технических деталей – подробных «карт цифровой жизни», другого подобного ключевого реквизита и даже рекомендаций относительно такой, казалось бы, мелочи, как листинг программного кода на мониторе у ученого в будущем, формулы, которые он пишет на доске, расположение декораций в его комнате и игра актеров.
Если согласиться с мнением, что наука величественна, потому что она раскрывает нам законы мироздания, а искусство роскошно, потому что оно выражает чувства, то можно констатировать, что чувства, выраженные на основе законов природы, превращаются в то, про что мы говорим «реальность».