999.png

Главная страница >> Общество >> текст

Мыслитель галактического масштаба

2023-06-09    

  • 俄文中国05期 整本对页.jpg

< >

Мыслитель галактического масштаба 

 

ЛИ ЧЖОСИ


Вкругах научной фантастики Китая последние 30 лет – с 90-х гг. XX века до сих пор – называют «новым активным периодом» развития жанра. Одним из самых ярких его представителей, который помог этому виду литературы окончательно сформироваться, считается Ван Цзинькан.

Писатель является лауреатом восемнадцати премий «Иньхэ» (Млечный путь, Galaxy Award) – самой престижной награды в области научной фантастики КНР. Последний раз Ван Цзинькану вручили ее в 2019 г. в номинации «за жизненные достижения» – литератор стал единственным обладателем такого признания за 20 с лишним лет. Жюри 30-й церемонии вручения премии «Иньхэ» назвало его «отечественным корифеем жанра, ознаменовавшим в нем наступление эпохи огромных перемен».  


Волей случая

Стоит отметить, что являясь такой важной фигурой исторического значения в области научной фантастики Китая, Ван Цзинькан пришел в профессию совершенно случайно: ему просто нужны были какие-то сюжеты, чтобы рассказывать сыну перед сном. Однако, есть у истоков его творчества и более глубокая причина – страстное увлечение естественными науками, возникшее еще в юном возрасте. 

Ван Цзинькан родился в 1948 г. в уезде Чжэньпин г. Наньян пров. Хэнань. В детстве очень сильное впечатление на мальчика произвел вычитанный из научно-популярного издания факт о том, что разные цвета – это всего лишь электромагнитные волны разной частоты. «Многообразный сказочный мир в моем сердце неожиданно разрушился, – вспоминает автор. – Его заменили физические законы и цифры – они заинтриговали меня своей простотой, стройностью и глубиной. С того момента я стал преданным адептом науки, и эта приверженность останется со мной на всю жизнь». Благодаря этому неожиданному открытию в сердце Ван Цзинькана родилась мечта стать физиком. 

Однако в жизни многое определяется случайным стечением обстоятельств. Ван Цзинькан не стал физиком-теоретиком и не занимался научно-техническими исследованиями. После окончания университета в 1983 г. молодой выпускник был распределен на завод нефтяного машиностроения в своей родной Хэнани, где позже стал старшим инженером. 

Ван Цзинькан опубликовал свою первую новеллу в 1993 г. Тогда 10-летний сын каждый вечер перед сном просил папу рассказать какую-нибудь историю. Сюжеты из домашней библиотеки быстро закончились, и отцу пришлось задействовать собственное воображение. Одна научно-фантастическая история, придуманная им, очень понравилась сыну, и Ван Цзинькан решил создать на ее основе рассказ.   

Тогда Интернет еще не был сильно развит. После написания книги автор не знал, где ее можно опубликовать. Однажды он случайно обнаружил у уличного торговца журнал «Мир научной фантастики». Ван Цзинькан переписал адрес редакции и отправил ей свой рассказ, особо ни на что не рассчитывая. Так было опубликовано первое произведение фантаста «Ядан Хуэйгуй» («Возвращение Ядана»), которое позже получило премию «Иньхэ» первой степени. Тогда писателю было 45 лет.

Объем рассказа небольшой – менее 10 тыс. иероглифов. По сюжету, космонавт Ван Ядан возвращается из межпланетного путешествия, продлившего 202 года, и видит, как все изменилось на Земле до неузнаваемости. «Синьчжижэнь» (новые умные люди) с вживленными в мозг чипами стали надменными властителями планеты. Ван Ядан скрепя сердце переносит такую же операцию, считая, что только приобретя более высокий интеллект, можно найти способ свержения «новых людей». Однако «апгрейд» мозга открывает ему глаза на страшную истину: приход «синьчжижэнь» естественен и закономерен; они заменили собой Homo sapiens точно также, как те в свое время пришли на смену неандертальцам. Борьба Ван Ядана не имеет смысла.

Такая атмосфера тоски и обреченности проходит красной нитью через все последующие произведения Ван Цзинькана, став его отличительной чертой.


Научная фантастика с философским подтекстом

В 1995 г. Ван Цзинькан завершает работу над романом «Песня жизни». Это одно из репрезентативных его произведений. Сравнивая его с произведением «Ядан Хуэйгуй» («Возвращение Ядана»), можно заметить, что эти книги – словно два ответа на один и тот же философский вопрос: как люди старого мира должны относиться к представителям новой, прогрессивной расы, идущей им на смену? Ван Ядан выбрал соответствие тенденции, пошел по пути радикальной замены старого человечества. Протагонист же «Песни жизни» решает убить робота, имеющего желание жить, чтобы отсрочить гибель Старого мира, пусть даже неминуемую перед лицом естественного отбора.

 «Песня жизни» завоевала премию «Иньхэ» высшей степени 1995 г. По словам главного редактора журнала «Мир научной фантастики» Яо Хайцзюня, успех этого романа заключается в том, что автор, сохраняя основные концепции и ценности научной фантастики, привнес в нее философские идеи, создав таким образом прочный фундамент китайского стиля этого литературного направления.    

Девяностые годы XX века можно назвать периодом бурного развития жанра в Китае, когда он «рос как дикие травы». Ван Цзинькан открыл новую эпоху. Писатель также стал несравненным рекордсменом китайской научной фантастики, получая «Иньхэ» первой степени шесть лет подряд.

В 1999 г. лауреат даже по своей инициативе отказался от участия в премии в пользу молодых писателей. Именно в том году автор произведения «Задача трех тел» Лю Цысинь получил престижную награду за свой рассказ «Ее глазами». Тогда же вышли из тени многие впоследствии очень известные имена в китайской научной фантастике.

Наступала новая эра жанра...


Взгляд
в будущее из анналов истории

Ван Цзинькан любит повторять, что он, «стоя в истории», смотрит в будущее.

Детство и юность автора пришлись на крайне нестабильные годы, и он вложил свое понимание жизни и реальности в свои произведения. Труды писателя характеризуются зрелым, уравновешенным стилем, смелыми, правдивыми и располагающими читателя к рефлексии мыслями, эстетикой резких контрастов и конфликтов, отличаются тесным синтезом натурализма и гуманизма, имеют нестандартную, оригинальную развязку. 

Научная фантастика – это мир, опирающийся на пустоту, «лаборатория», работающая в поле зрения Вселенной. Наиболее часто проводящийся в ней эксперимент – это интерпретация конца света. Трилогия Ван Цзинькана на тему выживания («Побег из родной вселенной», «Отец-небо и Мать-земля» и «Космический кристалл») также представляет собой эпохальный тест для человечества. Главное содержание троекнижия: расширение Вселенной привело к кризису интеллекта людей, которые в условиях паники лихорадочно ищут пути к выживанию, что сопровождается массовым бегством из галактики, кровавыми сражениями и убийствами. 

По мнению писателя, в ходе прогресса человечества гуманитарные дисциплины, такие как религия, философия и эстетика, всегда равны точным наукам, никто никому не уступает. Все они являются квинтэссенцией идей и цивилизации, даже в условиях конца света смогут направлять, контролировать и сдерживать поступки людей, позволяя человечеству правильно осознавать грандиозность космоса и свою мизерность. Только так – через неустанные усилия, упорное преодоление трудностей и стремление к самосохранению – мы сможем раскрыть потенциал своего духа и разума. 

В 1997 г. Ван Цзинькан в одном романе описал историю победы робота над чемпионом человечества по шахматам. И вот, спустя какие-то 20 лет этот сюжет превратился в реальность, когда король игры го (вэйци, китайские шахматы) Кэ Цзе проиграл партию искусственному интеллекту Master. Говоря о значении научной фантастики, Ван Цзинькан заявил: «Закон любого развития таков: после долгосрочного линейного роста обязательно появляются скачкообразные изменения, и невозможно с помощью линейного закона предсказать, каким будет мир после перехода на новую ступень. Сейчас человечество находится накануне больших уровневых изменений. Никто не знает, что произойдет потом. То, что может делать научная фантастика, заключается в поиске грядущих возможностей, описании 101 варианта развития событий. Возможно, среди них и прячется будущее». 

на странице

на следующей странице

Мыслитель галактического масштаба

2023-06-09    

  • 俄文中国05期 整本对页.jpg

Мыслитель галактического масштаба 

 

ЛИ ЧЖОСИ


Вкругах научной фантастики Китая последние 30 лет – с 90-х гг. XX века до сих пор – называют «новым активным периодом» развития жанра. Одним из самых ярких его представителей, который помог этому виду литературы окончательно сформироваться, считается Ван Цзинькан.

Писатель является лауреатом восемнадцати премий «Иньхэ» (Млечный путь, Galaxy Award) – самой престижной награды в области научной фантастики КНР. Последний раз Ван Цзинькану вручили ее в 2019 г. в номинации «за жизненные достижения» – литератор стал единственным обладателем такого признания за 20 с лишним лет. Жюри 30-й церемонии вручения премии «Иньхэ» назвало его «отечественным корифеем жанра, ознаменовавшим в нем наступление эпохи огромных перемен».  


Волей случая

Стоит отметить, что являясь такой важной фигурой исторического значения в области научной фантастики Китая, Ван Цзинькан пришел в профессию совершенно случайно: ему просто нужны были какие-то сюжеты, чтобы рассказывать сыну перед сном. Однако, есть у истоков его творчества и более глубокая причина – страстное увлечение естественными науками, возникшее еще в юном возрасте. 

Ван Цзинькан родился в 1948 г. в уезде Чжэньпин г. Наньян пров. Хэнань. В детстве очень сильное впечатление на мальчика произвел вычитанный из научно-популярного издания факт о том, что разные цвета – это всего лишь электромагнитные волны разной частоты. «Многообразный сказочный мир в моем сердце неожиданно разрушился, – вспоминает автор. – Его заменили физические законы и цифры – они заинтриговали меня своей простотой, стройностью и глубиной. С того момента я стал преданным адептом науки, и эта приверженность останется со мной на всю жизнь». Благодаря этому неожиданному открытию в сердце Ван Цзинькана родилась мечта стать физиком. 

Однако в жизни многое определяется случайным стечением обстоятельств. Ван Цзинькан не стал физиком-теоретиком и не занимался научно-техническими исследованиями. После окончания университета в 1983 г. молодой выпускник был распределен на завод нефтяного машиностроения в своей родной Хэнани, где позже стал старшим инженером. 

Ван Цзинькан опубликовал свою первую новеллу в 1993 г. Тогда 10-летний сын каждый вечер перед сном просил папу рассказать какую-нибудь историю. Сюжеты из домашней библиотеки быстро закончились, и отцу пришлось задействовать собственное воображение. Одна научно-фантастическая история, придуманная им, очень понравилась сыну, и Ван Цзинькан решил создать на ее основе рассказ.   

Тогда Интернет еще не был сильно развит. После написания книги автор не знал, где ее можно опубликовать. Однажды он случайно обнаружил у уличного торговца журнал «Мир научной фантастики». Ван Цзинькан переписал адрес редакции и отправил ей свой рассказ, особо ни на что не рассчитывая. Так было опубликовано первое произведение фантаста «Ядан Хуэйгуй» («Возвращение Ядана»), которое позже получило премию «Иньхэ» первой степени. Тогда писателю было 45 лет.

Объем рассказа небольшой – менее 10 тыс. иероглифов. По сюжету, космонавт Ван Ядан возвращается из межпланетного путешествия, продлившего 202 года, и видит, как все изменилось на Земле до неузнаваемости. «Синьчжижэнь» (новые умные люди) с вживленными в мозг чипами стали надменными властителями планеты. Ван Ядан скрепя сердце переносит такую же операцию, считая, что только приобретя более высокий интеллект, можно найти способ свержения «новых людей». Однако «апгрейд» мозга открывает ему глаза на страшную истину: приход «синьчжижэнь» естественен и закономерен; они заменили собой Homo sapiens точно также, как те в свое время пришли на смену неандертальцам. Борьба Ван Ядана не имеет смысла.

Такая атмосфера тоски и обреченности проходит красной нитью через все последующие произведения Ван Цзинькана, став его отличительной чертой.


Научная фантастика с философским подтекстом

В 1995 г. Ван Цзинькан завершает работу над романом «Песня жизни». Это одно из репрезентативных его произведений. Сравнивая его с произведением «Ядан Хуэйгуй» («Возвращение Ядана»), можно заметить, что эти книги – словно два ответа на один и тот же философский вопрос: как люди старого мира должны относиться к представителям новой, прогрессивной расы, идущей им на смену? Ван Ядан выбрал соответствие тенденции, пошел по пути радикальной замены старого человечества. Протагонист же «Песни жизни» решает убить робота, имеющего желание жить, чтобы отсрочить гибель Старого мира, пусть даже неминуемую перед лицом естественного отбора.

 «Песня жизни» завоевала премию «Иньхэ» высшей степени 1995 г. По словам главного редактора журнала «Мир научной фантастики» Яо Хайцзюня, успех этого романа заключается в том, что автор, сохраняя основные концепции и ценности научной фантастики, привнес в нее философские идеи, создав таким образом прочный фундамент китайского стиля этого литературного направления.    

Девяностые годы XX века можно назвать периодом бурного развития жанра в Китае, когда он «рос как дикие травы». Ван Цзинькан открыл новую эпоху. Писатель также стал несравненным рекордсменом китайской научной фантастики, получая «Иньхэ» первой степени шесть лет подряд.

В 1999 г. лауреат даже по своей инициативе отказался от участия в премии в пользу молодых писателей. Именно в том году автор произведения «Задача трех тел» Лю Цысинь получил престижную награду за свой рассказ «Ее глазами». Тогда же вышли из тени многие впоследствии очень известные имена в китайской научной фантастике.

Наступала новая эра жанра...


Взгляд
в будущее из анналов истории

Ван Цзинькан любит повторять, что он, «стоя в истории», смотрит в будущее.

Детство и юность автора пришлись на крайне нестабильные годы, и он вложил свое понимание жизни и реальности в свои произведения. Труды писателя характеризуются зрелым, уравновешенным стилем, смелыми, правдивыми и располагающими читателя к рефлексии мыслями, эстетикой резких контрастов и конфликтов, отличаются тесным синтезом натурализма и гуманизма, имеют нестандартную, оригинальную развязку. 

Научная фантастика – это мир, опирающийся на пустоту, «лаборатория», работающая в поле зрения Вселенной. Наиболее часто проводящийся в ней эксперимент – это интерпретация конца света. Трилогия Ван Цзинькана на тему выживания («Побег из родной вселенной», «Отец-небо и Мать-земля» и «Космический кристалл») также представляет собой эпохальный тест для человечества. Главное содержание троекнижия: расширение Вселенной привело к кризису интеллекта людей, которые в условиях паники лихорадочно ищут пути к выживанию, что сопровождается массовым бегством из галактики, кровавыми сражениями и убийствами. 

По мнению писателя, в ходе прогресса человечества гуманитарные дисциплины, такие как религия, философия и эстетика, всегда равны точным наукам, никто никому не уступает. Все они являются квинтэссенцией идей и цивилизации, даже в условиях конца света смогут направлять, контролировать и сдерживать поступки людей, позволяя человечеству правильно осознавать грандиозность космоса и свою мизерность. Только так – через неустанные усилия, упорное преодоление трудностей и стремление к самосохранению – мы сможем раскрыть потенциал своего духа и разума. 

В 1997 г. Ван Цзинькан в одном романе описал историю победы робота над чемпионом человечества по шахматам. И вот, спустя какие-то 20 лет этот сюжет превратился в реальность, когда король игры го (вэйци, китайские шахматы) Кэ Цзе проиграл партию искусственному интеллекту Master. Говоря о значении научной фантастики, Ван Цзинькан заявил: «Закон любого развития таков: после долгосрочного линейного роста обязательно появляются скачкообразные изменения, и невозможно с помощью линейного закона предсказать, каким будет мир после перехода на новую ступень. Сейчас человечество находится накануне больших уровневых изменений. Никто не знает, что произойдет потом. То, что может делать научная фантастика, заключается в поиске грядущих возможностей, описании 101 варианта развития событий. Возможно, среди них и прячется будущее». 

999.png